• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Это был короткий роман: история о том, как школы и EdTech сблизились во время пандемии, но скоро «остыли» друг к другу

Пандемия стала шоком для большинства стран мира и российская образовательная система не стала исключением. Однако Covid-19 имел и положительный эффект. В период максимального напряжения, когда 95% школ были вынуждены перейти в онлайн, в государственный сектор массово пришли EdTech-компании, обеспечив невиданный прежде доступ к цифровым технологиям. Правда, идиллия «свободных отношений» существовала недолго. В момент, когда школа вернулась к обычной жизни, она предпочла проверенные централизованные сервисы. В результате частные компаний стали больше вкладываться в B2G продукты или переключились на работу с семьями.

Это был короткий роман: история о том, как школы и EdTech сблизились во время пандемии, но скоро «остыли» друг к другу

© AI

Как разные государства переживали локдаун, поделился международный коллектив ученых под редакцией профессора Гарвардского университета Фернандо Реймерса. В частности, рассмотрены примеры усиления неравенства в финском образовании, плюсы и минусы децентрализованных решений при закрытии школ в Норвегии, стратегии дистанционной работы, которые помогли в Бразилии улучшить навыки чтения и многое другое. Издание, вышедшее в престижном издательстве «Спрингер», уже скачали более 10 тысяч раз.

Российский кейс в книге представили Анастасия Андреева, Диана Королева, Сергей Косарецкий и Исак Фрумин. Они подробно разобрали, как складывалась история кооперации и соперничества на рынке EdTech во время Covid-19, и рассказали, почему «танго» российской школы и технологических компаний оказались столь непродолжительным.

Локдаун как нокдаун

Когда началась пандемия и онлайн-режим, три четверти школ и половина учителей не имели опыта работы с такими технологиями, главным образом из-за отсутствия централизованной инфраструктуры для дистанционного обучения.

Правительство предприняло попытку создать общенациональную инфраструктуру для дистанционного обучения и контроля качества образовательного контента. Однако эта инициатива не была реализована полностью, организации образования в пожарном порядке адаптировались к новым условиям.

Сложилась нетипичная для образовательной системы ситуация, когда школы могли выбирать сервисы на свой вкус. 

Некоторые регионы сориентировались быстро. Например, в Дагестане наладили системное сотрудничество с Dnevnik. ru создали цифровую платформу и подписали договор на 10 лет. Другой пример — многолетнее сотрудничество компании «Фоксфорд» (их B2G подбренда «Цифриум») с Московской областью по вопросам работы с талантливой молодежью.

Опыт многих территорий оказался менее успешным, что проявилось полифонией локальных инициатив и неравенством в доступе к образовательным ресурсам.

EdTech спешит на помощь

Многие частные компании открыли бесплатный доступ к своим ресурсам в момент начала локдауна.

Важным шагом стало создание рынка EdTech и механизма субсидирования школ для использования цифровых ресурсов. Государство выступило посредником между платформами и образовательной системой, что способствовало более эффективной интеграции цифровых технологий в учебный процесс.

Помогая федеральной системе, EdTech удалось существенно расширить клиентскую базу и получить значительную прибыль. Например, УЧИ. ру охватили треть регионов и увеличила доход на 150%. Общая выручка 60 крупнейших компаний выросла на 113% и достигла 34 миллиардов рублей. 

Таким образом, на российском рынке образования начала формироваться экосистема, объединяющая как официальных, так и неформальных участников.

Дружить нельзя контролировать

После пандемии государство приняло курс на унификацию, в том числе для обеспечения качества учебного контента. Для школ была разработана двухсегментная система цифрового образования: один с бесплатными школьными материалами, а другой — «Маркетплейс» с платным контентом от проверенных компаний.

Некоторым крупным и технологически сильным регионам, таким как Татарстан и Москва, удалось сохранить свою самостоятельность. Они продолжают использовать собственные образовательные платформы.

Ужесточение контроля привело к возникновению нескольких стратегий частных EdTech-компаний. Часть из них отказались от сотрудничества с образовательными организациями и переключили свое внимание на прямое взаимодействие с родителями. Другие стали, наоборот, активнее работать в секторе B2G, рассматривая государство как инвестора и партнера.

Исследователи отмечают, что в результате пандемии правительство, школы и EdTech-компании улучшили взаимодействие, однако возможность укрепить доверие между ними использована не полностью. Это потенциально могло бы помочь решить давние проблемы в образовании, но сейчас система может столкнуться с новыми рисками из-за избыточного контроля.

Читать