Это был короткий роман: история о том, как школы и EdTech сблизились во время пандемии, но скоро «остыли» друг к другу
Как разные государства переживали локдаун, поделился международный коллектив ученых под редакцией профессора Гарвардского университета Фернандо Реймерса. В частности, рассмотрены примеры усиления неравенства в финском образовании, плюсы и минусы децентрализованных решений при закрытии школ в Норвегии, стратегии дистанционной работы, которые помогли в Бразилии улучшить навыки чтения и многое другое. Издание, вышедшее в престижном издательстве «Спрингер», уже скачали более 10 тысяч раз.
Российский кейс в книге представили Анастасия Андреева, Диана Королева, Сергей Косарецкий и Исак Фрумин. Они подробно разобрали, как складывалась история кооперации и соперничества на рынке EdTech во время Covid-19, и рассказали, почему «танго» российской школы и технологических компаний оказались столь непродолжительным.
Локдаун как нокдаун
Когда началась пандемия и онлайн-режим, три четверти школ и половина учителей не имели опыта работы с такими технологиями, главным образом из-за отсутствия централизованной инфраструктуры для дистанционного обучения.
Правительство предприняло попытку создать общенациональную инфраструктуру для дистанционного обучения и контроля качества образовательного контента. Однако эта инициатива не была реализована полностью, организации образования в пожарном порядке адаптировались к новым условиям.
Сложилась нетипичная для образовательной системы ситуация, когда школы могли выбирать сервисы на свой вкус.
Некоторые регионы сориентировались быстро. Например, в Дагестане наладили системное сотрудничество с Dnevnik. ru создали цифровую платформу и подписали договор на 10 лет. Другой пример — многолетнее сотрудничество компании «Фоксфорд» (их B2G подбренда «Цифриум») с Московской областью по вопросам работы с талантливой молодежью.
Опыт многих территорий оказался менее успешным, что проявилось полифонией локальных инициатив и неравенством в доступе к образовательным ресурсам.
EdTech спешит на помощь
Многие частные компании открыли бесплатный доступ к своим ресурсам в момент начала локдауна.
Важным шагом стало создание рынка EdTech и механизма субсидирования школ для использования цифровых ресурсов. Государство выступило посредником между платформами и образовательной системой, что способствовало более эффективной интеграции цифровых технологий в учебный процесс.
Помогая федеральной системе, EdTech удалось существенно расширить клиентскую базу и получить значительную прибыль. Например, УЧИ. ру охватили треть регионов и увеличила доход на 150%. Общая выручка 60 крупнейших компаний выросла на 113% и достигла 34 миллиардов рублей.
Таким образом, на российском рынке образования начала формироваться экосистема, объединяющая как официальных, так и неформальных участников.
Дружить нельзя контролировать
После пандемии государство приняло курс на унификацию, в том числе для обеспечения качества учебного контента. Для школ была разработана двухсегментная система цифрового образования: один с бесплатными школьными материалами, а другой — «Маркетплейс» с платным контентом от проверенных компаний.
Некоторым крупным и технологически сильным регионам, таким как Татарстан и Москва, удалось сохранить свою самостоятельность. Они продолжают использовать собственные образовательные платформы.
Ужесточение контроля привело к возникновению нескольких стратегий частных EdTech-компаний. Часть из них отказались от сотрудничества с образовательными организациями и переключили свое внимание на прямое взаимодействие с родителями. Другие стали, наоборот, активнее работать в секторе B2G, рассматривая государство как инвестора и партнера.
Исследователи отмечают, что в результате пандемии правительство, школы и EdTech-компании улучшили взаимодействие, однако возможность укрепить доверие между ними использована не полностью. Это потенциально могло бы помочь решить давние проблемы в образовании, но сейчас система может столкнуться с новыми рисками из-за избыточного контроля.
Андреева Анастасия Александровна
Лаборатория инноваций в образовании: Стажер-исследователь
Королева Диана Олеговна
Лаборатория инноваций в образовании: Заведующий лабораторией
Косарецкий Сергей Геннадьевич
Центр общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского: Директор центра