• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Непохожа на других: магистратура пока не нашла своего места, но университеты продолжают ее развивать

За последние шесть лет количество мест на программах магистратуры выросло на две тысячи, а число абитуриентов сократилось на сорок четыре. Это может быть связано с демографическим снижением, а возможно — с увеличением числа «пустых» программ в университетах. Будущее российской магистратуры, мотивацию и ожидания ее студентов обсудили на семинаре ВШЭ.

Непохожа на других: магистратура пока не нашла своего места, но университеты продолжают ее развивать

© AI

Выбирая магистратуру, студенты надеются на развитие карьеры и прибавку к зарплате. Большинство из них продолжают обучение в том же вузе, где закончили бакалавриат и по той же специальности. Эксперты отмечают запрос на научно- и практико-ориентированные программы.

Основным стоп-фактором для учебы респонденты назвали работу. Только 25% студентов очной и 40% заочной магистратуры не колебались из-за необходимости зарабатывать. Две трети заочников, более половины очников заняты полный рабочий день и трудоустроены по профилю, отмечает Татьяна Хавенсон.

При поступлении студенты очных программ выбирают между магистратурой в разных вузах, а студенты очно-заочных — думают о курсах переподготовки и повышения квалификации. Программы магистратуры чаще ориентированы на инженерные специальности и социальные науки. Доля программ по гуманитарным наукам, культуре и сельскому хозяйству остается стабильной, возможно, достигнув предела.

Учитывая, что студентов на заочных программах становится больше, а на очных — сокращается, авторы доклада предложили сфокусироваться на информировании взрослой аудитории. Им оппонировала Ирина Аржанова: «С докторской степенью я собиралась идти в магистратуру, но меня остановили очный двухлетний формат, запредельная стоимость и стажировка в течение семестра, что для работающего человека нереально».

Ирина Аржанова считает, что для правильного позиционирования магистратуры необходимо плотнее сотрудничать с работодателями и индустриальными партнерами. В такой коллаборации возможно прояснить, насколько реально важен диплом магистра для тех, кто нанимает на работу, и в чем заключается разница с дипломом бакалавра, если она для них существует.

Полную запись трансляции можно посмотреть по ссылке.

Презентация 31.10 (PDF, 3.33 Мб)