После заветов Ленина: внешколки стало меньше, но теперь она разнообразнее и инклюзивнее
Иван Иванов и Роман Звягинцев проследили трансформацию допобразования в 15 бывших советских республиках. Они проанализировали национальную статистику, законы и опросили экспертов.
Возникшие частные организации не смогли стать полноценной заменой советской системе внешкольных занятий. Самое драматичное падение произошло в Грузии, где охват детей за 30 лет упал на 82%, в России же падение составило 36%.
В городах сфера допобразования развивается активнее. Там больше семей, готовых платить за разнообразные кружки и секции. А вот в селах, особенно в странах Центральной Азии, с этим все сложнее из-за нехватки госфинансирования и дефицита специалистов.
Сменили вывески, а по сути продолжают работу те же Дворцы пионеров. Не изменились и ключевые направления: спорт, музыка, техническое творчество, туризм. Это может отражать как инертность сферы, так и востребованность традиционных внеурочек вне зависимости от страны и подходов в образовании.
Произошло «ошколивание» сектора. Сейчас на школы приходится половина внеклассных предложений, хотя раньше доля не превышала 10%. Отчасти пробелы заполняют музеи и галереи со своими программами.
Переход на рыночные рельсы привел к расцвету коммерческих инициатив. Доля платных услуг в госсекторе доходит до 45%, около 25% проектов существуют на благотворительные средства.
Выросли конкуренция и качество программ. Системы софинансирования вроде ваучеров в Литве, России и Казахстане ориентируют сектор на потребности детей и родителей. Также появляются бесплатные госцентры типа «Кванториума» и «Сириуса».
Пока немного инклюзивных программ для детей с особенностями, но в некоторых странах наметился прогресс. И подобные подходы начинают закрепляться законодательно.
Иванов Иван Юрьевич
Департамент образовательных программ: Старший преподаватель