• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Высшему образованию мешают иллюзии: каждый второй студент готов поменять вуз, если получил бы такую возможность

Две трети российских семей хотят, чтобы их дети получили высшее образование. Однако выбор образовательной траектории часто осложнен недостаточной информированностью и искаженными представлениями, связанными с социально-экономическим положением семьи. Эксперты ВШЭ и Яндекса выявили ключевые факторы, влияющие на этот выбор, и показали, как и когда он формируется, почему различается для разных семей.

Высшему образованию мешают иллюзии: каждый второй студент готов поменять вуз, если получил бы такую возможность

© AI

Очевидно, что при таком высоком запросе система система высшего образования не в состоянии его удовлетворить. В последнее время наблюдается переориентация с массового высшего на среднее профессиональное образование, что отражается в работе школ по профориентации и сокращении коммерческого сектора вузов. Бюджетные места сосредоточены в университетах крупных городов и не всегда покрывают региональный спрос.

Выбор вуза зачастую оказывается недостаточно продуманным и обоснованным. Многие семьи не используют даже имеющиеся возможности, например, подать документы сразу в несколько университетов. В то время как родители стремятся к поступлению детей в престижный вуз ради успешной карьеры и высоких доходов, сами студенты воспринимают университет не только как старт для работы, но и как пространство для самореализации. При этом у них завышенные ожидания относительно своего будущего трудоустройства и заработка.

Для многих выбранный университет оборачивается разочарованием. Почти половина студентов изменили бы решение о выборе вуза, если бы получили такой шанс. Треть учится не в приоритетном для себя заведении или в том, куда не хотели поступать изначально.

Вопреки увеличению бюджетных мест в вузах, это не привело к выравниванию образовательных возможностей. Талантливые выпускники школ из необеспеченных семей по-прежнему чаще поступают в менее престижные университеты. Эксперты подчеркивают важность систематизации информации о выборе направления подготовки и конкретного вуза, что поможет абитуриентам и их родителям принимать более осознанное решение.

Авторы доклада: Екатерина Шибанова, Сергей Малиновский, Екатерина Абалмасова, Екатерина Маслова