• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Нам работы не надо, нам знаний давай: отраслевое дополнительное образование становится менее отраслевым

Подавляющее большинство (около 70%) учащихся рассматривают отраслевое дополнительное образование как форму досуга и общего развития, а не как начальный этап профессиональной подготовки. Такой вывод делают Михаил Зенкин, Иван Иванов и Екатерина Остапенко в выпуске «Современной аналитики образования». Исследователи проанализировали организации дополнительного образования в сфере морского, речного и железнодорожного транспорта.

Нам работы не надо, нам знаний давай: отраслевое дополнительное образование становится менее отраслевым

© AI

Согласно полученным данным, лишь небольшая часть выпускников подобных программ впоследствии связывают свою карьеру с соответствующими отраслями. Например, по статистике за 2021/22 учебный год, всего около 4% выпускников детских морских объединений поступили в профильные колледжи и вузы. Чуть выше этот показатель для программ допобразования на железнодорожном транспорте — до 18% по данным ОАО «РЖД». Около 30% у специализированных организаций вроде детских морских центров и детских железных дорог. Ученые делают вывод, что примерно 70% ребят рассматривают занятия в сфере транспорта как хобби и способ развития, а не как путь к профессии.

Тем временем в России активно формируется целый сектор подобных отраслевых программ для школьников, нацеленных на ранний рекрутинг перспективных кадров. По данным агентства RAEX Europe, 10 из 14 крупных российских компаний, лидирующих в рейтинге ESG, запустили образовательные и профориентационные программы для школьников. Однако приоритет самих учащихся и их семей отдается развитию универсальных компетенций, а не узкой специализации.

Изменился и портрет ученика, который выбирает отраслевые допзанятия. Сегодня учиться туда идут дети из семей с высоким и средним социально-экономическим статусом. Если в советское время такие организации, например, детская железная дорога, были «социальным плавильным котлом», доступ в который имели все, то сегодня они переориентировались на запросы семей, у которых больше возможностей и ресурсов.

Сегодня система развивается под влиянием двух факторов: компании стремятся готовить узкопрофильные кадры, а семьи и школьники — получать разносторонние компетенции. Пока второй подход побеждает.


Подробнее