• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Путь «школа → вуз → работа» уже не актуален: профессиональные траектории выпускников вузов все более нелинейны, а их образовательно-карьерные пути извилисты и разнообразны

Традиционная линейная траектория «школа — вуз — работа» перестала быть типичной для российской молодежи с высшим образованием — делают вывод эксперты Центра развития навыков и профессионального образования. По такому пути идут лишь 15% опрошенных 25-летних выпускников вузов.

Путь «школа → вуз → работа» уже не актуален: профессиональные траектории выпускников вузов все более нелинейны, а их образовательно-карьерные пути извилисты и разнообразны

© AI

Результаты своего исследования карьерно-образовательная траекторий российской молодежи Вера Мальцева и Наталья Розенфельд опубликовали в «РБК Тренды».

Для большинства характерно, что они начинают работать еще во время учебы в вузе. 30% респондентов после бакалавриата поступают в магистратуру, остальные не продолжают обучение.

Существенные различия наблюдаются в длительности опыта работы к 25 годам — от 6 лет у «карьеристов» до полного отсутствия у тех, кто отложил выход на рынок труда до окончания магистратуры. Это влияет на заработки и трудоустройство.

Самые высокие доходы к 25 годам отмечены у респондентов, которые совмещали работу и учебу в бакалавриате. А самые низкие зарплаты — у «транзитной» группы с дипломом колледжа и вуза.

На формирование траекторий влияют успеваемость, статус семьи, место жительства. По «длинным» путям (с магистратурой) идут более успешные выходцы из обеспеченных семей. Помимо зарплаты, важны социальная мобильность, самореализация, удовлетворенность работой.

Исследование выявило девять типов образовательно-карьерных траекторий среди молодежи с высшим образованием. Это значит, что возможные пути гораздо разнообразнее простых оппозиций «поступил в магистратуру или нет», «работал во время учебы или нет».

Понимание многообразия траекторий поможет абитуриентам, студентам и выпускникам лучше ориентироваться, но не считать траектории чем-то предписанным и неизменным.