Не плошку риса съесть: как Китай превратил образование в стратегический ресурс развития
Спустя 40 лет Китай превратился в настоящего образовательного гиганта. Уровень грамотности достиг 100%. И страна стала примером для подражания для других государств.
На открытом семинаре обсудили концепцию, проблемы и будущее образования в Китае. С докладами выступили доценты МГУ Ольга Машкина и Валентина Кузнецова.
Модернизация началась в 80-е годы после эпохи Мао Цзэдуна. Власти сделали ставку на сочетание национальных традиций и передовых западных подходов в образовании. В 1986 году был принят закон о 9-летнем обязательном школьном обучении. Резко выросли расходы на науку и образование.
Основной проблемой реформ стало неравенство между городом и деревней. В начале 2000-х среднее время обучения в Пекине составляло 10,3 года. А в бедных регионах — только 6 лет. Финансирование сельских школ было в 12 раз меньше городских. Школьники в деревнях бросали учебу ради работы.
Чтобы решить эту проблему, были запущены программы поддержки 150 тысяч бедных сельских детей. Также специально готовили учителей для деревень и развивали дистанционное обучение.
Высшее образование тоже изменилось. Оно активно интегрируется в мировое образовательное пространство. Проект «дважды первые» нацелен на то, что к 2030 году не менее 6 китайских университетов войдут в топ-15 мирового рейтинга. Университет Цинхуа уже успешно конкурирует с Массачусетским технологическим институтом.
Главным ресурсом реформ эксперты называют опору на человеческий капитал. Доминирующей стала теория «первоочередности образования» — обучение должно служить экономике. Сегодня в Китае одна из крупнейших систем образования в мире — 530 тысяч учебных заведений, 291 миллион учащихся и 18 миллионов педагогов. Уровень охвата образованием достиг показателей стран с высоким уровнем дохода.