Новый учИИтель в классе: как искусственный интеллект революционизирует проверку заданий
Их обзорное исследование показало, что интеллектуальные системы способны самостоятельно генерировать разнообразные проверочные задания для обучаемых — от тестов с выбором ответа до открытых вопросов и тем для написания эссе. При этом сгенерированные задания и вопросы получаются достаточно грамотными и соответствуют заданной теме или учебным материалам.
В ходе экспериментов ученые протестировали несколько передовых образовательных моделей ИИ от ведущих компаний. На вход им был подан фрагмент реального школьного учебника биологии на тему «Живая и неживая природа». В итоге нейросетевые алгоритмы в автоматическом режиме сгенерировали разнообразные учебные и проверочные задания.
Качество и педагогическую ценность созданного контента оценивала экспертная комиссия из опытных методистов и учителей по нескольким критериям. Практически все модели показали высокие результаты в плане разнообразия, грамотности, релевантности теме и обучающего потенциала заданий. Одна из систем получила от экспертов все отличные оценки.
Исследование подтвердило возможность автоматической генерации качественных учебных заданий на основе текстов с помощью ИИ. По мнению авторов, подобные инструменты могут частично или полностью освободить педагогов от рутинной работы по составлению проверочных материалов.
Кроме того, такая технология позволяет создавать персонализированные задания, учитывающие уровень подготовки каждого ученика. Это делает обучение более эффективным и повышает мотивацию. Автоматизация также может упростить массовое онлайн-образование и объективно оценивать знания с помощью тестирования. В целом ИИ обладает большим потенциалом в сфере создания и адаптации учебных материалов, заключают авторы.
Патаракин Евгений Дмитриевич
Лаборатория цифровой трансформации образования: Ведущий эксперт
Сошников Дмитрий Валерьевич
Департамент программной инженерии: Доцент