• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Опасно без связи: учителя и родители по-разному смотрят на школьную неуспешность детей

Учителя начальных классов и родители по-разному видят причины проблем с успеваемостью школьников, что мешает выработать единый эффективный подход к их решению. Об этом пишут Елена Овакимян, Роксана Байрамян, Оксана Исаева и Ольга Осипова в научной статье, где они проанализировали мнения педагогов и родителей младших школьников о возможных причинах проблем с успеваемостью детей.

Опасно без связи: учителя и родители по-разному смотрят на школьную неуспешность детей

© AI

Как выяснили исследователи, учителя зачастую связывают трудности детей с их рассеянностью, невнимательностью, стеснительностью или излишней импульсивностью. При этом под успешным учеником они чаще понимают активного ребенка, которые хорошо ведут себя на уроках.

Родители же полагают, что на успеваемость влияют в первую очередь природные способности и склонности ребенка, а также такие факторы, как мотивация, здоровье, отношения с учителями и поддержка семьи. По их мнению, хорошая успеваемость зависит не только от усердия в учебе, но и от домашнего воспитания.

Как отмечают эксперты, учителя часто перекладывают ответственность на родителей, сетуя на их слабый контроль и домашнюю подготовку детей. В то же время родители не всегда понимают специфику работы учителей и объективные трудности в обучении каждого ребенка.

Чтобы решить проблему, школы организуют для отстающих учеников дополнительные занятия после уроков. Но учителя полагают, что такой подход малоэффективен — дети не хотят оставаться в школе допоздна, а у педагогов не хватает времени на индивидуальную работу.

В то же время исследования показывают куда большую результативность методов вроде группового обучения, регулярной обратной связи, поощрений за успехи. Для повышения успеваемости важно наладить тесную связь школы и семьи, чтобы выработать общий подход с учетом последних научных рекомендаций. А значит, необходимо как можно шире информировать учителей и родителей о доказавших эффективность методиках.


Подробнее