Опасно без связи: учителя и родители по-разному смотрят на школьную неуспешность детей
Как выяснили исследователи, учителя зачастую связывают трудности детей с их рассеянностью, невнимательностью, стеснительностью или излишней импульсивностью. При этом под успешным учеником они чаще понимают активного ребенка, которые хорошо ведут себя на уроках.
Родители же полагают, что на успеваемость влияют в первую очередь природные способности и склонности ребенка, а также такие факторы, как мотивация, здоровье, отношения с учителями и поддержка семьи. По их мнению, хорошая успеваемость зависит не только от усердия в учебе, но и от домашнего воспитания.
Как отмечают эксперты, учителя часто перекладывают ответственность на родителей, сетуя на их слабый контроль и домашнюю подготовку детей. В то же время родители не всегда понимают специфику работы учителей и объективные трудности в обучении каждого ребенка.
Чтобы решить проблему, школы организуют для отстающих учеников дополнительные занятия после уроков. Но учителя полагают, что такой подход малоэффективен — дети не хотят оставаться в школе допоздна, а у педагогов не хватает времени на индивидуальную работу.
В то же время исследования показывают куда большую результативность методов вроде группового обучения, регулярной обратной связи, поощрений за успехи. Для повышения успеваемости важно наладить тесную связь школы и семьи, чтобы выработать общий подход с учетом последних научных рекомендаций. А значит, необходимо как можно шире информировать учителей и родителей о доказавших эффективность методиках.
Подробнее
Байрамян Роксана Мамиконовна
Центр исследований современного детства: Научный сотрудник
Овакимян Елена Вячеславовна
Центр общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского: Эксперт