• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Три дорожки для школьников: взгляды учителей на самостоятельность определяют благополучие и успех учеников

Учителя играют ключевую роль в достижении образовательных результатов школьников — как предметных, так и личностных. И от того, как они понимают самостоятельность, напрямую зависит, насколько свободными, психологически здоровыми, инициативными и смелыми вырастут их ученики. Именно представления педагогов о том, что значит быть самостоятельным, определяют, чему и как они учат детей. Об этом пишет Полина Гавриленко в журнале «Вопросы образования».

Три дорожки для школьников: взгляды учителей на самостоятельность определяют благополучие и успех учеников

Ученые из Центра исследований современного детства ВШЭ выяснили, что среди учителей есть три разных взгляда на детскую самостоятельность.

Для первой группы это просто умение делать уроки без помощи взрослых. Такие педагоги требуют от школьников прежде всего послушания и усердия в учебе. Они считают, что если ребенок научился сам учиться, выполняет все задания и просьбы, то добьется больших результатов не только на ЕГЭ, но и в жизни.

Вторая группа полагает, что ребенок должен проявлять самостоятельность не только в классе, но и за его пределами — высказывать свое мнение, предлагать идеи, активно участвовать в жизни школы. Однако жесткие правила и требования часто этому мешают. «В нашей школе все регламентировано: шаг вправо, шаг влево — расстрел», — сетует один из педагогов.

И только третья, пока малочисленная группа понимает самостоятельность как способность ребенка принимать решения, опираясь на свои интересы и ценности. Они дают детям больше свободы, поддерживают инициативы и ценят внеурочную деятельность.

Проще говоря, если для учителя самостоятельность — лишь залог успеваемости, он требует только дисциплины и прилежания. А если видит в ней ключ к развитию личности — доверяет детям и использует возможности за рамками уроков.

Полина Гавриленко говорит, что для изменения взглядов учителей нужны специальные курсы, которые направлены на развитие навыка саморефлексии, например, через исследовательскую деятельность. Это поможет проанализировать свою практику и увидеть возможности школы для поддержки самостоятельности школьников.

Читать статью >