Цифровые платформы есть, а персонализации все мало: консерватизм учителей и плохая техника тормозят образовательные инновации
Ученые изучили, как преподаватели математики и русского языка используют цифровую платформу для персонализированного обучения. Оказалось, что успех во многом зависит от самого учителя и организации работы в школе.
Лишь немногие педагоги смогли существенно изменить свои подходы к преподаванию, давая ученикам возможность самим выбирать, что и как изучать. Большинство же просто добавили немного новых технологий в обычные уроки.
Основными препятствиями оказались плохое техническое оснащение школ и консерватизм учителей. С одной стороны, во многих учебных заведениях не хватает компьютеров, а интернет работает с перебоями, что затрудняет использование цифровых платформ. С другой стороны, многие педагоги не готовы изменить свой подход к преподаванию и предоставить ученикам больше самостоятельности в учебном процессе.
«Многим учителям трудно отойти от привычных методов, — говорит Диана Королева, один из авторов исследования. — Нужно не только учиться новому, но и менять свой взгляд на обучение. А это всегда сложно».
«Цифровые технологии, с одной стороны, расширяют возможности для персонализации обучения, с другой стороны, мы видим, что и методология, и цифровой компонент могут выступать сразу как два нововведения для учителя, что конечно же, осложняет адаптацию данного подхода», — отмечает Михаил Щевлягин, один из авторов исследования.
Интересно, что возраст учителей не влияет на их готовность к переменам. Среди успешно применяющих новый подход есть и молодые, и опытные педагоги.
Многие учителя воспринимают цифровые инструменты как сложные. Поэтому важно показывать на конкретных примерах из школьной практики, как эти технологии помогают в персонализации обучения.
Королева Диана Олеговна
Лаборатория инноваций в образовании: Заведующий лабораторией