Терпение и труд агентность куют: кружки и секции помогают детям стать самостоятельными и инициативными больше, чем успехи в школе или положение семьи
Эксперты Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского в соавторстве с коллегами из Лаборатории исследований человеческого потенциала и образования проанализировали данные опроса почти 5000 школьников с 4 по 8 класс и около 2000 родителей. Они оценивали уровень агентности детей по их активности в разных сферах — от отношений с друзьями до выбора программ дополнительного образования.
«Чем больше кружков и секций посещает ребенок, тем чаще он проявляет инициативу в самых разных сферах своей жизни — например, предлагает новые совместные занятия со сверстниками или участвует в решении важных вопросов в семье», — говорит Павел Сорокин. Согласно исследованию, активные дети тратят на такие занятия на 20% больше времени, чем их менее инициативные сверстники.
Больше всего помогают детям стать самостоятельнее творческие кружки, общественные объединения, технические клубы и спортивные секции. Среди детей с максимальным уровнем агентности в 4 раза больше тех, кто занимается спортом, и в 3 раза больше посещающих творческие кружки.
«Дополнительное образование — как спортзал для развития агентности. Здесь ребенок может пробовать новое и учиться решать задачи без давления», — объясняет Михаил Гошин. Эксперт советует давать детям возможность самим выбирать занятия по душе.
Исследование показало интересный факт: одинаково самостоятельными и инициативными могут быть и отличники, и троечники. «Это говорит о том, что оценки в школе не определяют, насколько ребенок умеет действовать сам», — объясняет Дмитрий Григорьев, третий автор работы.
Таким образом, дополнительное образование не только повышает агентность, но и может стать «социальным лифтом», помогая развить важные навыки всем детям, независимо от их успехов в школе или положения семьи. Ученые подчеркивают: сокращение финансирования внешкольных занятий или чрезмерная загрузка детей уроками может привести к потере этих возможностей для развития самостоятельности и инициативности.
Читать статью >
Гошин Михаил Евгеньевич
Центр общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского: Научный сотрудник
Григорьев Дмитрий Сергеевич
Центр социокультурных исследований: Научный сотрудник
Сорокин Павел Сергеевич
Лаборатория исследований человеческого потенциала и образования: Заведующий лабораторией