• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Не все идет по плану: или двойная жизнь школьного образования

Гладко было на бумаге, да овраги никуда не делись. Диссертационное исследование Олега Баженова показало значительный разрыв между образовательными стандартами и школьной реальностью. Учителя вынуждены балансировать между требованиями государства, учебным планом и ожиданиями родителей, что приводит к существенным отличиям содержания школьных занятий от требований официальных документов.

Не все идет по плану: или двойная жизнь школьного образования

© из личного архива О. Баженова

Исследователь проанализировал уроки и провел интервью с учителями разных предметов в крупной российской школе. На практике педагоги по-разному интерпретировали учебные планы и адаптировали их под собственные взгляды и контекст.

«Мы видим множество реальностей процесса отбора и адаптации материала: кто-то из учителей изучает нужные темы, но меняет практики; кто-то реализует государственные требования в полной мере; кто-то подстраивается под конкретные условия своего класса в поисках баланса между всеми заинтересованными сторонами; кому-то достаточно изучать то, что написано в учебнике», — говорит Баженов.

Вопреки мнению о том, что ЕГЭ вынуждает строить все уроки на лекциях и зубрежке, жизнь в школе оказывается гораздо сложнее.

«Ключевое расхождение возникает в том, как педагоги понимают и реализуют государственный заказ, — объясняет Баженов. — Его можно контролировать, но для этого требуется радикальный пересмотр системы принятия решений и подготовки новых кадров для школы».

Баженов подчеркивает необходимость разработки более гибких стратегий внедрения стандартов: «Важно учитывать роль учителя как ключевого интерпретатора учебной программы — ему нужна помощь и поддержка, особенно в начале карьеры, когда формируется профессиональная позиция и технология преподавания».

Без этого изменения любой образовательный стандарт будет оставаться красивой, но практически никем не читаемой и не используемой бумагой, про которую вспоминают только в конфликтных ситуациях, заключает эксперт.

Поздравляем Олега с успешной защитой и желаем дальнейших научных успехов!