Не все идет по плану: или двойная жизнь школьного образования
Исследователь проанализировал уроки и провел интервью с учителями разных предметов в крупной российской школе. На практике педагоги по-разному интерпретировали учебные планы и адаптировали их под собственные взгляды и контекст.
«Мы видим множество реальностей процесса отбора и адаптации материала: кто-то из учителей изучает нужные темы, но меняет практики; кто-то реализует государственные требования в полной мере; кто-то подстраивается под конкретные условия своего класса в поисках баланса между всеми заинтересованными сторонами; кому-то достаточно изучать то, что написано в учебнике», — говорит Баженов.
Вопреки мнению о том, что ЕГЭ вынуждает строить все уроки на лекциях и зубрежке, жизнь в школе оказывается гораздо сложнее.
«Ключевое расхождение возникает в том, как педагоги понимают и реализуют государственный заказ, — объясняет Баженов. — Его можно контролировать, но для этого требуется радикальный пересмотр системы принятия решений и подготовки новых кадров для школы».
Баженов подчеркивает необходимость разработки более гибких стратегий внедрения стандартов: «Важно учитывать роль учителя как ключевого интерпретатора учебной программы — ему нужна помощь и поддержка, особенно в начале карьеры, когда формируется профессиональная позиция и технология преподавания».
Без этого изменения любой образовательный стандарт будет оставаться красивой, но практически никем не читаемой и не используемой бумагой, про которую вспоминают только в конфликтных ситуациях, заключает эксперт.
Поздравляем Олега с успешной защитой и желаем дальнейших научных успехов!