Инициативы не надо, пятерки давай: школы учат выполнять задания, но не принимать решения
Исследовательница опросила более 700 педагогов и выяснила, как система образования влияет на их подходы к развитию самостоятельности школьников. Большинство учителей считают своей задачей развитие независимости при выполнении учебных заданий. Лишь немногие видят в самостоятельности способность проявлять инициативу.
Гавриленко связывает узкое понимание самостоятельности с ориентацией школ на подготовку к экзаменам. В таких условиях педагоги вынуждены больше внимания уделять контролю и академическим результатам. «В системе, нацеленной на измеримые показатели, учителю легче направлять ребенка на выполнение заданий, чем поддерживать его интересы», — поясняет она.
Для проверки гипотезы Гавриленко провела эксперимент, в котором учителя пробовали новые методы поддержки самостоятельности учеников. Педагоги испытывали дискомфорт при попытках снизить уровень контроля. «Я чувствовала себя почти преступником, словно оставляю детей без поддержки», — поделилась одна из участниц.
«Переход к более свободным методам оказался сложным для многих учителей. Это показывает, насколько сильно система образования влияет на педагогические практики», — комментирует исследовательница.
Во внеурочной деятельности ситуация иная. Здесь дети получают больше свободы для самовыражения. Однако подходы учителей различаются: для одних самостоятельность — это дисциплинированность, для других — возможность поддержать инициативу.
Гавриленко считает, что нужно менять подход к обучению самих учителей. Она предлагает больше внимания уделять занятиям вне обычных уроков. «Важно, чтобы учителя по-новому взглянули на школу. Если они увидят в ней не только место для уроков, но и пространство для развития, это поможет им лучше поддерживать самостоятельность учеников», — заключает исследовательница.
Поздравляем Полину со званием кандидата наук и желаем успехов в науке!
Гавриленко Полина Алексеевна
Центр исследований современного детства: Стажер-исследователь