• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Инициативы не надо, пятерки давай: школы учат выполнять задания, но не принимать решения

Самостоятельность школьника в России часто сводится к умению делать уроки без помощи взрослых, а развитие инициативы и способности принимать решения остается без внимания учителей. Об этом пишет Полина Гавриленко в своей диссертационной работе.

Инициативы не надо, пятерки давай: школы учат выполнять задания, но не принимать решения

© из личного архива

Исследовательница опросила более 700 педагогов и выяснила, как система образования влияет на их подходы к развитию самостоятельности школьников. Большинство учителей считают своей задачей развитие независимости при выполнении учебных заданий. Лишь немногие видят в самостоятельности способность проявлять инициативу.

Гавриленко связывает узкое понимание самостоятельности с ориентацией школ на подготовку к экзаменам. В таких условиях педагоги вынуждены больше внимания уделять контролю и академическим результатам. «В системе, нацеленной на измеримые показатели, учителю легче направлять ребенка на выполнение заданий, чем поддерживать его интересы», — поясняет она.
Для проверки гипотезы Гавриленко провела эксперимент, в котором учителя пробовали новые методы поддержки самостоятельности учеников. Педагоги испытывали дискомфорт при попытках снизить уровень контроля. «Я чувствовала себя почти преступником, словно оставляю детей без поддержки», — поделилась одна из участниц.

«Переход к более свободным методам оказался сложным для многих учителей. Это показывает, насколько сильно система образования влияет на педагогические практики», — комментирует исследовательница.

Во внеурочной деятельности ситуация иная. Здесь дети получают больше свободы для самовыражения. Однако подходы учителей различаются: для одних самостоятельность — это дисциплинированность, для других — возможность поддержать инициативу.

Гавриленко считает, что нужно менять подход к обучению самих учителей. Она предлагает больше внимания уделять занятиям вне обычных уроков. «Важно, чтобы учителя по-новому взглянули на школу. Если они увидят в ней не только место для уроков, но и пространство для развития, это поможет им лучше поддерживать самостоятельность учеников», — заключает исследовательница.

Поздравляем Полину со званием кандидата наук и желаем успехов в науке!

Диссертационная работа.