Учиться лучше по шагам: разбивая сложные концепции на маленькие и понятные шаги, мы можем сделать их более доступными для понимания
Этот принцип работает и в образовании. Анна Горбунова, научный сотрудник Международной лаборатории оценки практик и инноваций в образовании, провела эксперимент в рамках юридической дисциплины. Одна группа студентов училась традиционно — сначала теория, потом практика, а вторая начала с практических задач, а теорию разбирали позже. Все участники использовали пошаговые алгоритмы для выполнения заданий.
Эксперимент показал эффективность пошаговых инструкций в обоих случаях. «Главное преимущество такого подхода — снижение внешней когнитивной нагрузки. Студентам не приходится обрабатывать лишнюю информацию, поэтому они лучше концентрируются на важных аспектах темы и эффективнее усваивают материал», — объясняет Горбунова.
Исследовательница отмечает универсальность подхода. Структурирование оказывается эффективными как в точных науках, так и в гуманитарных дисциплинах. «Когда мы разбиваем сложные темы на простые, логически связанные части, они становятся понятнее», — поясняет она. Такой метод изложения значительно облегчает усвоение материала в любой области знаний.
Пошаговые алгоритмы особенно ценны в онлайн-образовании. Студенты на дистанционном обучении часто работают без прямого контакта с преподавателем. Четкие инструкции помогают организовать учебный процесс. Они разбивают материал на понятные этапы. Это облегчает студентам самостоятельное изучение курса. В результате онлайн-обучение становится более эффективным.
Горбунова Анна Юрьевна
Международная лаборатория оценки практик и инноваций в образовании: Научный сотрудник