Тест, который рубль бережет: эксперты ВШЭ предложили способ, как развивать экономическую грамотность студентов
«Часто бывает так: студент отлично знает теорию, но теряется в простых ситуациях — например, не может решить, выгодно ли брать ипотеку или как защитить сбережения от инфляции», — объясняет старший преподаватель факультета экономических наук Андрей Дементьев.
Задания теста проверяют три важных навыка. Во-первых, знание базовых понятий — без этого не разберешься даже в финансовых новостях. Во-вторых, умение решать типовые задачи, например, выбрать выгодный вклад. В-третьих — и это самое сложное — способность действовать в новых ситуациях, когда нет готового решения.
«Мы взяли за основу TUCE — известный международный тест и серьезно его обновили. Переработали большую часть заданий с учетом современных реалий — новых финансовых инструментов и бизнес-моделей», — рассказывает научный руководитель Центра психометрики и измерений в образовании Елена Карданова.
Задания теста проверили на 4400 студентах из пяти российских университетов. Система не просто ставит оценку, а показывает конкретные пробелы каждого студента: в теории, расчетах или применении знаний на практике. Это помогает преподавателям, советуя на что нужно обратить внимание.
Чтобы избежать списывания, эксперты предусмотрели автоматическую генерацию заданий для создания равных по сложности вариантов. Это обеспечивает точную проверку знаний и позволяет сравнивать уровень экономического образования в России и других странах.
Тест уже готов к внедрению в российских вузах. В современном мире экономическая грамотность стала базовым навыком для специалиста любого профиля — от врача до инженера. От умения принимать экономические решения часто зависит не только личное благополучие, но и профессиональный успех.
Читать статью >
Дементьев Андрей Викторович
Департамент теоретической экономики: Старший преподаватель
Карданова Елена Юрьевна
Центр психометрики и измерений в образовании: Научный руководитель