• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Инновацией года в образовании стал нейрорепетитор по математике

Инновацией года в образовании стал нейрорепетитор по математике

© Олег Шишков / Высшая школа экономики

23 ноября состоялся финал Конкурса инноваций в образовании (КИвО), уже 11-й сезон объединяющего инноваторов в этой сфере. Организаторы конкурса — Высшая школа экономики и Альфа-Банк. В этом году КИвО стал самым масштабным за всю историю: более тысячи заявок от более чем 3 тысяч участников из всех федеральных округов страны. В финале были представлены 12 инновационных проектов. Победителям вручили награды, включая главный приз — 1 миллион рублей.

Полуфинал и знакомство с Вышкой

Среди участников — преподаватели, методисты, студенты, репетиторы, а также предприниматели, лидеры EdTech-стартапов. Самому младшему участнику КИвО этого сезона — всего 13 лет, самому старшему — 80. География конкурса включала 40 регионов. Участие в сезоне приняли представители более чем 100 университетов, что еще раз подчеркивает растущий интерес к инновациям в образовании.

© Высшая школа экономики

Финалисты КИвО определились 21 ноября, когда в Вышке состоялся полуфинал конкурса. Тогда же для инноваторов была организована экскурсия с посещением главных инновационных площадок Москвы. Маршрут начался от здания Вышки на Покровском бульваре. Открыла экскурсию по университету Екатерина Неделяева, директор Центра по сохранению и популяризации культурного наследия ВШЭ. Для начала она провела участников по исторической части НИУ ВШЭ — Дому Дурасовых, объекту культурного наследия федерального значения, построенному в конце XVIII века. Далее экскурсия переместилась в современную трехэтажную библиотеку Вышки, где каждый этаж имеет свое назначение: проведение мероприятий, индивидуальная работа, совместная деятельность.

Финал и награждение

Финал КИвО состоялся 23 ноября на площадке Альфа-Банка. В заключительном этапе было представлено 12 проектов в таких направлениях, как предпринимательство, финансовая и цифровая грамотность, искусственный интеллект и образование. В этом году партнерами конкурса также выступили издательство «Просвещение», «Яндекс.Практикум», инновационный центр «Сколково» и другие компании.

Победителем КИвО-2024 был назван проект «Диплит», который завоевал главный приз — 1 миллион рублей. Это виртуальный репетитор, основанный на искусственном интеллекте, для подготовки школьников 8–11-х классов к экзаменам по математике (ЕГЭ, ОГЭ и др.). Руководитель команды проекта Артур Бабкин говорит, что уже давно интересуется инновациями: «Слово “инновационность” звучало для меня с 10-го класса. Это мой первый в этой сфере проект, которым я начал столь активно заниматься. Я буду продолжать работу в области инноваций и постараюсь все больше их применять».

Команды «Диплит», «Чемпионат по финансовым играм для школьников», «Секреты параграфа» и «ФудСовет»
Команды «Диплит», «Чемпионат по финансовым играм для школьников», «Секреты параграфа» и «ФудСовет»
© Высшая школа экономики

Победителями специальных номинаций от Альфа-Банка стали проекты «Чемпионат по финансовым играм для школьников», «Секреты параграфа» (ИИ-помощник в обучении) и «ФудСовет» (игра, развивающая предпринимательские навыки и пищевую грамотность). На их реализацию Альфа-Банк выделил по 500 тысяч рублей. Эти проекты развивают у молодежи близкие Альфа-Банку ценности: технологичность, продуктивность, разумное и бережное использование всех ресурсов.

Кроме того, в этом году конкурс включал 14 партнерских номинаций, призами в которых были менторские сессии, наборы профессиональной литературы, доступ к образовательным курсам и сервисам, участие в совместных мероприятиях с целью популяризации проектов. В номинации от издательства «Просвещение» победил образовательный проект «Биоэтика детям». Департамент образования и науки города Москвы выбрал проекты «Диплит» и «Обучение с легендами». Номинация от «Яндекс.Практикума» была присуждена проекту «Секреты параграфа», а «Сколково» и «Академия инноваторов» отметили проект Varwin. Номинация от «Нетологии» была присуждена квест-игре «Биомедтехошная», а Альтшу университет выбрал проекты «ФудСовет» и «Креативная профориентация». В номинации от Altairika победили виртуальный финансовый тренажер Fin App и «Диплит». Компания «Роббо» наградила проекты «Биомедтехошная», Fin App и Varwin. ТюмГУ выбрал проект «Диплит», а Proimpact — «Директория кино». РАНХиГС отметила «Секреты параграфа» и «Директорию кино», а холдинг Ultimate Education наградил проект «Креативная профориентация».

Диана Королева, директор КИвО, научный руководитель Лаборатории инноваций в образовании НИУ ВШЭ

«В этом году Конкурс инноваций в образовании проводился уже в 11-й раз. Мы точно можем говорить о том, что это конкурс с традициями, главная из которых — разнообразие партнеров из разных сфер и уровней образования, которые своим заинтересованным и профессиональным взглядом могут выбрать свежие, оригинальные и при этом востребованные решения. Эти партнеры привносят уникальные перспективы и опыт, помогая выявить идеи, способные изменить образовательный ландшафт и внести значимый вклад в развитие системы образования».

Дискуссия об инновациях

В рамках церемонии награждения финалистов прошла пленарная дискуссия «Культура производства инноваций». Спикерами стали заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации Ольга Петрова, HR-директор и член правления Альфа-Банка Марат Исмагулов, проректор Высшей школы экономики Дмитрий Земцов и директор Открытого университета Сколково Екатерина Морозова. Они обсудили, какие вопросы могут возникать при взаимодействии высших учебных заведений с бизнесом и государством, говорили о развитии инновационной культуры в университетах, а также затронули тему получения грантов и участия вузов в конкурсных процедурах.

Рассуждая об экосистеме поддержки инноваций в России, Екатерина Морозова отметила, что она «развивается в правильном направлении». «Огромное количество молодых команд, которые раньше могли годами сидеть в университете и не иметь спроса на свои разработки, теперь видят этот спрос и интерес», — сказала она. Ольга Петрова считает, что «университеты в Российской Федерации скорее консервативны, но есть вузы, которые, участвуя в различных мероприятиях, стали очень активными и инновационными». «Скорость развития инноваций в бизнесе традиционно выше, чем в других сферах, включая образование. И для нас очень важно, чтобы этот разрыв сокращался как можно быстрее. Для этого мы вкладываемся в передачу наших инновационных практик студентам и преподавателям. И поддержка конкурса инноваций — это один из инструментов для обмена лучшими практиками и внедрения новых методов обучения», — отметил Марат Исмагулов. «Задача университета — сделать так, чтобы в аудитории произошло чудо образования, человек изменился во взаимодействии с какими-то коллективами», — подчеркнул Дмитрий Земцов. По его мнению, эта цель достигается разными способами, особенно с учетом переменчивости способов коммуникации, обучения, задач и целей государства и т.п. «Поэтому университет все время живет инновацией», — заключил проректор ВШЭ.

В завершение дискуссии спикеры посоветовали будущим исследователям не бояться экспериментировать и помнить, что развитие системы образования в их руках, а также вдохновляться достижениями коллег и представителей других отраслей, смело используя лучшие практики.

Описание проектов

Текст: Софья Симина, ОП «Реклама и связи с общественностью»