Свобода лучше несвободы? Как разные подходы школ изменили отношение учителей к технологиям
На материале данных за несколько лет исследовательница проанализировала опыт 11 школ Нижегородской области, изучив результаты опросов около 400 учителей. Она выявила четыре разных подхода адаптации к пандемии . В некоторых школах опытные педагоги стали наставниками для коллег, помогая им освоить новые инструменты. Другие попытались создать условия для саморазвития учителей.. Третьи разработали строгие инструкции и контролировали их выполнение. А четвертые постарались максимально сохранить привычный формат занятий.
Результаты оказались неожиданными. В школах, где была организована системная поддержка, даже убежденные скептики стали лучше относиться к технологиям. Однако учителя-наставники, помогавшие коллегам, испытали такую перегрузку, что их собственный энтузиазм заметно снизился. Там же, где педагогам пришлось справляться самостоятельно, разрыв между технооптимистами и технопессимистами только вырос: первые стали еще увереннее в технологиях, а вторые утвердились в своем скептицизме.
Работа Анастасии Андреевой показывает, что даже самые убежденные противники цифровых технологий могут поменять свое мнение — все зависит от того, как школа организует их поддержку. Правда, тут есть и обратная сторона: учителя-наставники, кто помогает коллегам осваивать новые инструменты, часто сталкиваются с серьезной перегрузкой. Теперь исследователям предстоит найти способ помочь одним педагогам без ущерба для других.
Андреева Анастасия Александровна
Лаборатория инноваций в образовании: Заведующий лабораторией