Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Буллинг в кружках: скрытая проблема детских коллективов

Кружки, секции и школы искусств кажутся безопасным местом для детей. Здесь они развивают таланты, учатся общению и самовыражению. Но исследования показывают, что даже в таких коллективах бывают случаи травли. Опрос трех тысяч детей, которые посещают дополнительные занятия, выявил, что треть из них сталкивалась с буллингом.

Буллинг в кружках: скрытая проблема детских коллективов

© AI

«Чаще в роли жертв оказываются мальчики и ученики 6-8 классов, к старшей школе уровень агрессии снижается» — говорит Мария Новикова. 

Эти результаты согласуются с тем, что ранее было получено во множестве исследований буллинга в школах.


По мнению исследователей, это связано с конкуренцией. Борьба за лидерство становится причиной агрессии, особенно среди юношей.В спортивных секциях проблема проявляется острее; также буллинг более выражен в коллективах с ожиданием высоких образовательных результатах. 

«Если коллектив принимает участие в соревнованиях, если есть ожидание больших достижений, это может порождать конкуренцию между детьми; борьба за лидерство становится причиной агрессии», — объясняет Павел Азыркин.

На ситуацию влияет и стиль работы педагогов.

«Когда тренер или преподаватель делает акцент только на результат, жестко критикует ошибки и поощряет соперничество, в коллективе растет напряжение. В такой обстановке травля становится способом самоутверждения,» — отмечает Татьяна Подушкина.

Чтобы снизить уровень агрессии, важно поддерживать в коллективе уважительное и дружелюбное общение.

«Дети во многом копируют поведение взрослых. Если педагог выстраивает доверительные отношения и создает атмосферу поддержки, напряженность снижается,» — подчеркивают эксперты.

Подробнее о результатах исследования — в нашем отчете: Youtube / Rutube


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!