• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Студентам-стартаперам указали на дверь: почему настоящий успех проектов начинается там, где заканчивается учебная аудитория

Успешных предпринимателей в университетах могло бы быть больше — но для этого вузам нужно научиться их готовить. Исследователи из Лаборатории человеческого потенциала проанализировали 1300 проектов на Платформе университетского технологического предпринимательства. Оказалось, что «домашние» стартапы, выросшие строго в рамках учебного процесса, заметно уступают своим более «вольным» собратьям.

Студентам-стартаперам указали на дверь: почему настоящий успех проектов начинается там, где заканчивается учебная аудитория

© AI

Это вовсе не значит, что университет не играет роли — как раз наоборот. Почти все проекты так или иначе опираются на вузовскую базу: 97% основателей использовали знания, полученные в университете, а 92% — получали поддержку в виде консультаций, доступа к лабораториям или возможности собрать команду. Без этой основы большинство идей так и осталось бы воздухом. Но если на этом все и заканчивается — если проект остается в рамках курсовой или семинарской работы — шансов на развитие становится гораздо меньше. В среднем такие стартапы отстают в рейтингах на 82 позиции.

Перелом происходит, когда команда перестает делать проект ради зачета и начинает работать вживую: искать клиентов, вести переговоры, договариваться об инвестициях. Не всегда получается с первого раза, но именно через такие попытки и происходит рост. 

«На старте университетская поддержка действительно сильно помогает, — говорит Павел Сорокин. — Но дальше все решает рынок. С самого начала важно быть готовым выйти из своей уютной «песочницы» и столкнуться с реальностью».

Примерно для трети проектов трамплином стали университетские стартап-студии. Это уже не учебный курс, а рабочая среда, устроенная по законам настоящего бизнеса. Здесь можно найти наставника, собрать команду, поработать с оборудованием, протестировать идею и попробовать запустить ее в реальных условиях — с ошибками, доработками и первыми результатами. 

«Проекты, которые прошли через стартап-студии, в среднем поднимаются на 160 позиций выше и в разы чаще попадают в поле зрения инвесторов», — отмечает Павел Егоров.

По мнению авторов исследования, университет, который действительно хочет воспитать предпринимателей, вместо того чтобы «запирать» студентов в рамки жестких учебных планов, должен открывать перед ними двери — туда, где можно где можно проверить себя вне аудитории.

Читать статью