• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Наши коллеги приняли участие в Международной конференции Comparative and International Education Society (CIES) 2016 в Ванкувере, Канада

Замруководителя Международной лаборатории анализа образовательной политики Института образования Андрей Захаров поделился своими впечатлениями об участии в представительном форуме.

Вот что он рассказал.

«Институт образования ВШЭ на конференции представляла целая группа сотрудников Лаборатории: я, Татьяна Хавенсон, Наталья Кармаева и Галина Ларина. В целом наши исследования хорошо вписываются в диапазон тем, прозвучавших на этой конференции (хотя, конечно, с учетом ее размаха – около тысячи участников – сложно было бы найти тему, которая бы не вписалась в то или иное направление). Например, во всем мире очень актуальна проблематика неравенства доступа к образованию и неравенства образовательных результатов детей. Этим же занимаемся и мы. Доклад Татьяны Хавенсон был посвящен резильентным школам. В прошлом году я делал доклад на этой же конференции о том, как российские учащиеся из семей с разным объемом культурного капитала выбирают образовательные траектории после 9 класса. В этом году я представлял результаты нашего с Юлией Кузьминой и Прашанта Лоялки исследования, которое затрагивает тему гендерных различий.

Лично мне были интересны две группы докладов. Первая фокусировалась на методах анализа и на ограничениях, которые накладывают определенные данные. Например, очень много обсуждалась методология TIMSS и PISA, их “кухня”:  как проводятся эти мониторинги, какие инструменты и дизайн используются. Как используемая методология связана с размещением стран в рейтингах этих мониторингов? Стоит ли воспринимать серьезно рейтинги и рекомендации, которые делаются на их основе?

Во второй группе докладов акцент делался больше на том, как использовать данные и результаты исследований для принятия решений в образовательной политике. Понятно, что не всегда методология позволяла делать какие-либо серьезные выводы: выступающие часто ограничивались описательной статистикой по своей теме. Это, скорее, некая демонстрация намерений.

По сути эти доклады еще раз показали проблему диалога между исследователями и людьми, занимающимися образовательной политикой и практикой. Это очень важная тема. Зачастую эти люди разговаривают на разных языках. Политики ждут простых решений. Они часто не умеют работать с данными и интерпретировать результаты. В свою очередь аналитики, понимая, что простых решений не бывает, а каждый метод имеет свои ограничения, не всегда хотят и умеют транслировать свои результаты на язык политиков и практиков. Возникает проблема перевода.

Исследования, которые представляли мы, находятся где-то посредине: мы в основном использовали довольно продвинутые методы анализа и старались отнестись к образовательной политике. Хотя последнему нам еще надо учиться.

В целом общение получилось очень интересным — мы познакомились с новыми интересными людьми и договорились о совместных исследованиях. Всегда полезно посмотреть, чем занимаются коллеги, каковы их достижения».