• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Чего не хватает молодым педагогам

Чего не хватает молодым педагогам

Молодые учителя не успевают осваивать современные методики преподавания. Поэтому их ученикам может быть труднее получить максимум знаний, умений и навыков.

АВТОРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Марина Пинская, ведущий научный сотрудник Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ.
Алена Пономарева, младший научный сотрудник Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ.

Молодые учителя в России — специалисты до 29 лет — отстали от старших коллег в деле освоения педагогических технологий. Дело не только в нехватке преподавательских умений и отсутствии опыта. Хромает сама подготовка молодых педагогов — в ней слишком много теории, а на рабочем месте учитель-неофит не всегда может доучиться. В итоге классы молодых преподавателей учатся по старинке. Это мешает детям достичь большего, рассказали Марина Пинская, Алена Пономарева и директор Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ Сергей Косарецкий в статье «Профессиональное развитие и подготовка молодых учителей в России». Она вышла в журнале НИУ ВШЭ «Вопросы образования».

Подготовка учителей архаична

Парадоксально, но факт: зрелые педагоги чаще молодых используют современные методы преподавания — от установок на активное обучение (когда дети сами находят решение задач) до применения учениками информационных технологий для работы в классе и дома.

 

Молодые учителя (до 29 лет)

Учителя в возрасте 40-59 лет

Не поддерживают установку на активное обучение

 

19%

9%

Не используют IT на занятиях с учениками

 

20%

10%

Учат детей самостоятельно анализировать свои достижения

 

25%

40%

То есть молодые педагоги недостаточно владеют современными формами обучения, сделали вывод авторы исследования.

Начинающие учителя и сами видят пробелы в своих знаниях. Они намного реже, чем люди других возрастных групп, считают свою профессиональную подготовку очень хорошей.

Исследователи сравнили ответы самой старшей и самой младшей группы преподавателей на вопрос, какие компоненты включало их профессиональное образование (рис.2 приложения 1). Оказалось, что за три десятка лет подготовка россиян изменилась мало. За рубежом, напротив, есть контраст в образовании молодых и пожилых учителей — по доле практики. Обучение прямо в школе стало ядром программ подготовки педагогов. Это помогает проверять инновации. В российском же педагогическом образовании практический компонент снижался.

Коллеги помогают мало

Профессиональное общение — один из важнейших источников развития педагогов. Но наставники из числа опытных коллег есть лишь у трети российских молодых учителей. При этом 28% начинающих преподавателей считают, что сотрудничество с коллегами могло бы быть более плотным.

Учителям-неофитам, по их собственному мнению, менее доступны разные форматы профессионального развития (курсы, семинары, посещение других школ, сетевые объединения и пр.), чем педагогам других возрастов (рис.3 приложения 1). Причина — нехватка времени из-за семейных обязательств (так ответили почти 50% респондентов) и высокая нагрузка на работе (этот ответ дала треть опрошенных).
Впрочем, более четверти (27%) тех, кто все же занимался повышением своей квалификации, отметили, что занятия не включали активных методов обучения.

В итоге, молодые педагоги из России оказались довольны своей работой в гораздо меньшей степени, чем их зарубежные коллеги-ровесники (рис.1 приложения 1), выяснили исследователи.

Статья основана на данных Международного исследования систем преподавания и обучения Teaching and Learning International Survey (TALIS) 2013 года, проведенного ОЭСР. Размер выборки — 200 школ. В каждой школе были опрошены 20 учителей и директор (итого свыше 4 тысяч респондентов). По возрасту учителя были разделены на группы: моложе 29 лет (это и есть объект наблюдения), с 30 до 39 лет, с 40 до 59 лет и старше 60 лет.

 Приложение 1 (DOC, 113 Кб)

 

***

 


23-24 октября 2017 г. в Москве состоится Всероссийская конференция по работе с одаренными детьми и талантливой молодежью!
В конференции примут участие педагоги, ученые и эксперты, руководители образовательных организаций, представители органов управления в сфере образования, культуры, спорта и молодежной политики, общественных организаций, родительской общественности из многих субъектов РФ.

Как и в прошлом году, программа Конференции обширна – это круглые столы, дискуссионные площадки, семинары по наиболее актуальным вопросам и мастер-классы. Также в рамках Конференции состоится вручение призов лауреатам и победителям Всероссийского конкурса образовательных программ для одаренных детей и талантливой молодежи.

Регистрация открыта! Все подробности на сайте: юныйталант.рф