• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Опорные университеты должны быть предприимчивы и автономны


Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Ольга Голодец, Министр образования и науки Российской Федерации Ольга Васильева, научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин

Наряду с глобальными исследовательскими университетами, необходимы вузы, играющие ключевую роль в национальной и локальной повестке. Как работают такие вузы в нашей стране и в мире, на панельной сессии «Вузы — центры развития регионов» Российского инвестиционного форума в Сочи 28 февраля рассказал научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин.

В последнее десятилетие во всем мире бурно развиваются глобальные исследовательские университеты, главные задачи которых — включение страны в глобальные сети производства, распространение знаний и технологий. Однако этот усиливающийся тренд вызвал встречную реакцию — повышение внимания к роли вузов в национальной и локальной повестке.

Недавно в Калифорнийском университете в Беркли вышла книга «Флагманские университеты», авторы которой, исследователи из разных стран (в том числе, ученые Института образования НИУ ВШЭ) пришли к неожиданному выводу, рассказал Исак Фрумин. По их мнению, модель высшего образования, где есть только два полюса — глобальные исследовательские университеты и вузы, обеспечивающие массовую подготовку, — нежизнеспособна. Необходимо «опорное звено» — университеты, которые становятся флагманами региональной системы образования, играют важную роль в экономике, социальной сфере, культуре региона. Университет в Беркли позиционирует себя как флагманский университет Калифорнии, считая главной задачей не лидерство в рейтингах, а, прежде всего, развитие штата.

Одновременно в ОЭСР вышла серия публикаций о роли конкретных университетов в развитии регионов и городов, в том числе таких, где меньше миллиона жителей (Бильбао, Роттердама и других). Основной вывод — что в «здоровой» системе высшего образования, особенно в больших странах, вузы, играющие роль драйверов регионального развития, являются очень качественными. И эти вузы одновременно могут быть признаны на мировом уровне, как тот же университет в Беркли, — ведь каждый регион должен стремиться к повышению своей глобальной конкурентоспособности.

Однако условия существования этих вузов непростые. В ближайшее время будет выпущена совместная монография Института образования НИУ ВШЭ и Школы образования Стэнфордского университета, где анализируется структура управления высшим образованием в десяти крупных федеративных государствах. Оказывается, в России ситуация самая сложная. С одной стороны, наша федерация — самая большая в мире по количеству субъектов, с другой — у нас самая централизованная система управления высшим образованием в мире. В подчинении Минобрнауки России находятся более 250 вузов, еще столько же — в ведении других федеральных министерств. Следующая за нами страна с большим количеством федеральных университетов — Таиланд, но их там всего 90. В Китае более 2 тыс. университетов, но лишь 70 из них подчиняются федеральному центру.

У флагманских университетов разные миссии, полный перечень которых зависит от региона, но это всегда обучение, исследования и развитие среды (социальной, экономической, инновационной)

Для российской федеральной власти управление таким огромным числом подведомственных университетов — серьезный вызов. В Советском Союзе, где вообще не было региональных вузов, в управлении федеральными вузами на местах участвовали партийные организации, устроенные по территориальному принципу, — в каждом обкоме партии был отдел науки и высшей школы. Сегодня лишь в 20-30 регионах (например, в Томской области) есть орган государственной власти, отвечающий за высшую школу. Так что вопрос о совершенствовании организационно-структурных условий, позволяющих обеспечить связь вузов с региональной проблематикой, о налаживании управления со стороны региона, остается актуальным, и этому посвящены исследования Института образования ВШЭ.

Авторы книги «Флагманские университеты» считают, что такие университеты должны быть предприимчивы и автономны. Но в российских условиях возникают ограничения для автономии и региональных связей вуза. Исак Фрумин рассказал, что наблюдательный совет Томского политеха, членом которого он является, в основном решает вопросы не содержательные, а связанные с имуществом вуза. Но и они не решаются оперативно. Чтобы узаконить в федеральном министерстве, например, решение о списании имущества, нужно 8-10 месяцев, поскольку таковы процедуры.

У флагманских университетов разные миссии, полный перечень которых зависит от региона, но это всегда обучение, исследования и развитие среды (социальной, экономической, инновационной и проч.), считает Исак Фрумин. В советские годы в некоторых национальных республиках вузы специально создавались для поддержания или даже формирования национальной культуры. В современной России флагманские университеты есть во многих регионах — в их числе и классические (например, Костромской государственный университет, Кабардино-Балкарский государственный университет), и специализированные (Сибирский аэрокосмический университет).

Министр образования и науки РФ Ольга Васильева предложила в российских реалиях называть такие университеты не флагманскими, а опорными, поскольку на них опирается развитие регионов. Она подчеркнула, что теперь, после самых разных проектов поддержки ведущих вузов — от приоритетного национального проекта «Образование» до проекта повышения международной конкурентоспособности 5/100 — государство обратило на них внимание. В 2016 году по итогам конкурса были определены 11 опорных вузов, формирующих «научные, производственные и социокультурные основы развития регионов». В феврале 2017 года было объявлено о второй очереди проекта, в которой войдут 19 вузов. В конкурсе могут участвовать вузы разного профиля, в том числе — впервые — педагогические.

Заместитель председателя правительства РФ Ольга Голодец заявила, что поддерживать и развивать конкурентные преимущества вузов нужно совместными усилиями федеральной и региональной власти. Вузы для регионов — не просто интеллектуальные центры, но и источники дохода, в некоторых городах это крупнейшие налогоплательщики. В последнее время региональные власти часто запрашивают разрешение на открытие на базе университетов медицинских и педагогических факультетов, и если решение этой задачи действительно необходимо региону и по силам вузу, получить такое разрешение несложно. Так что на запросы вузов правительство реагирует оперативно, считает вице-премьер. Она отметила также, что «экстерриториальность университета является важным условием его ценности для региона», поскольку вузы обеспечивают связь региона и национальной повестки.

Доклад Исака Фрумина, посвященный развитию вузов как субъектов развития регионов, основывался на ряде исследований Института образования:

  1. Froumin I., Leshukov O. "National-Regional Relationships in Federal Higher Education Systems: The case of Russian Federation" // Higher education forum Hiroshima University. 2015. No. 12. P. 77-94.
  2. Froumin I., Leshukov O. The Soviet Flagship University Model and Its Contemporary Transition, in: The New Flagship University: Changing the Paradigm from Global Ranking to National Relevancy. L. : Palgrave Macmillan, 2015. Ch. 8. P. 173-190.
  3. Кузьминов Я. И., Семенов Д. С., Фрумин И. Д. Структура вузовской сети: от советского к российскому «мастер-плану» // Вопросы образования. 2013. № 4. С. 8-63.
  4. Leshukov O., Platonova D., Semyonov D. The Efficiency of Regional Higher Education Systems and Competition in Russia // Экономика региона. 2016. No. 2. P. 417-426
  5. Лешуков О. В., Лисюткин М. А. Управление региональными системами высшего образования в России: возможные подходы // Университетское управление: практика и анализ. 2015. № 6. С. 29-40.
  6. Громов А. Д., Платонова Д. П., Семенов Д. С., Пырова Т. Л. Доступность высшего образования в регионах России / Современная аналитика образования. № 8 — 32 с.


*****


С 1 марта по 30 мая 2017 г. - предварительная оценка портфолио онлайн для поступающих в магистратуру и аспирантуру Института образования ВШЭ.
Очные магистерские программы для будущих исследователей, аналитиков, разработчиков.
Очно-заочные программы для учителей и директоров школ, специалистов органов управления образованием, руководителей и экспертов-аналитиков высшего образования.