• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Неделя из жизни студентки ДОП



Обучение на магистерской программе «Доказательная образовательная политика» – это не только интересные лекции и семинары, но и полноценное погружение в исследовательскую практику. О пяти днях из своей жизни, прошедших с 27 февраля по 3 марта 2017 г., рассказывает студентка программы Алина Кузнецова.

Понедельник

Сегодня благодаря Международной лаборатории анализа образовательной политики состоялся мастер-класс по работе с большими базами данных. Студентам «Доказательной образовательной политики» не впервой преодолевать трудности, поэтому такие названия, как «IEA IDB Analyzer» и «SPSS», нас не просто не испугали, но были основным привлекающим фактором! Системы международной оценки образовательных достижений становятся проще и симпатичнее, когда рядом профессионалы, у которых всегда можно почерпнуть не только знания, но и энтузиазм.  

Сделать красивую базу данных – без проблем! Быстрый и безболезненный анализ – легко! Большое спасибо Юлии Керша и Анастасии Капуза за интересный и полезный интерактивный мастер-класс.

А после мы с одногруппниками писали код в Stata, сражаясь с линейной регрессией, проверяя свои гипотезы на базе PIRLS. Кстати, шутки по поводу ужасающего вида статпрограмм до сих пор бытуют в нашей группе, и есть даже видео, которое разбавило напряженность подготовки задания к семинару. Стоит отметить: поступив на магистерскую программу, я практически ничего не знала о пакетах статистического анализа, но один семестр обучения позволил мне стартовать в качестве исследователя. Расширение возможностей профессионального становления и развития – главный фокус ДОПа (так мы ласково между собой называем нашу магистерскую программу).

Дорога от здания Института образования до корпуса НИУ ВШЭ на Старой Басманной с ноутбуком за плечами – это совмещение приятной прогулки по центру Москвы с полезным – путь к знаниям длиной в пару километров. Плюс Вышки в том, что ты растёшь 24 часа в сутки в  разных направлениях. После напряженной работы в области статистики можно прийти на общеуниверситетский факультатив «Философия насилия». Кстати, сегодня мы разбирали насилие в искусстве, в том числе и современном. На семинаре я выступила с докладом, посвященном восприятию насилия в разных социальных контекстах на примере Священного Писания. Хочу сказать, это здорово расширяет рамки мышления.

Вторник

Сегодняшний день начался не с лекций, а с поздравлений. Моя коллега Кристина Любицкая отмечала свой день рождения, и потому в кабинете было много прекрасных цветов и сладкого. Сотрудники Института образования – это самые удивительные, интересные и дружелюбные люди. Мне повезло встать с ними в один трудовой ряд.

Всем студентам ДОПа даётся возможность устроиться на работу в один из исследовательских центров при Инобре. В октябре я стала стажёром-исследователем Центра исследований современного детства под руководством несравненного доктора психологических наук и вместе с тем очаровательной женщины Катерины Николаевны Поливановой. Плавание по волнам исследовательских вопросов на лодке научных гипотез, наблюдения за объектом в «поле» – в общем, полное погружение в специальность под присмотром опытных научных деятелей, которые не дадут тебе заблудиться  в собственных сомнениях.

16:00 – время семинаров Института образования. На этот раз доклад сотрудников Центра внутреннего мониторинга НИУ ВШЭ касался аспирантов российских ВУЗов. Кто такие российские аспиранты, зачем и где они обучаются и как совмещают это с работой, какие возможности предоставляют зарубежные и отечественные ВУЗы? Мне эта тема очень близка, так как я планирую поступить в аспирантуру. Кстати, для студентов ДОПа есть уникальная возможность – попасть в аспирантский резерв (аттракцион невиданной щедрости, хочу сказать), где будут проходить занятия по подготовке к поступлению в аспирантуру, в том числе и по английскому языку. Я уже подала заявку.


Среда

Среда ознаменовалась для меня так называемым выходом в «поле» – проведением интервью среди детей. Центр, в котором я работаю, проводит качественные и количественные  исследования разных аспектов детства, и я имею возможность принять в этом участие.

Инобр – это место, где всё время практикуешься. Освоил теорию школьного образования, прочитал о его проблемах? А теперь посмотри, как это происходит в реальности. До сегодняшнего дня мы вели серию наблюдений за тем, как дети ведут себя в школе, во время уроков и на переменах, а сейчас настало время послушать мнения самих учеников.

Вот он, горячий материал для магистерских диссертаций! Вот она, жизнь! В такой рабочей обстановке твёрдо осознаешь, твоё это или нет. Я для себя решила, что политика образования и педагогика – это то, чем я хочу заниматься, и теперь я постоянно в этом убеждаюсь заново.

Почему одни преподаватели нравятся детям, а другие внушают ужас? Что такое учёба для ребенка сегодня? Какие у них мотивы, интересы? Не верьте высказываниям, что «оцифрованные дети» совсем как инопланетяне, поговорите с ними сами! Это я называю эффективным освоением магистерской программы. Это мы называем «Доказательная образовательная политика» – политика, исходящая из реальности, а не теорий, которые давно устарели.

Четверг

Четверг стал временем погружения в детство и детские задачи PISA. Они оказались не такими уж лёгкими и взорвали наш исследовательский мозг! Катерина Николаевна Поливанова курировала процесс «взрыва», параллельно анализируя, в каком месте наше школьное образование дало сбой. Участники обсуждения – все студенты нашей группы – оживленно и сосредоточенно доказывали свое мнение и опровергали доводы друг друга.

«PISA – это вам не таблица умножения, тут думать надо!» Прежде чем критиковать образовательную политику и международные системы оценки образовательных достижений, нужно самому взять тетрадь в руки и решить то, что решают современные школьники. Системное мышление нужно детям сегодня (как и вчера, собственно), и мы должны сделать всё возможное, чтобы наши школьники научились думать, а не заучивать 2*2=4.

Пятница

Пятница – день не намного легче понедельника, если быть откровенным. Закалив дух в общественном транспорте, я добралась-таки до родного Инобра, чтобы приступить к работе над проектом Центра исследования современного детства. Напряжённая, но от этого не менее интересная работа стоит того, чтобы написать о ней целый трактат, но я не буду этого делать, так как подписывала документ о неразглашении. Зато потом вы сами сможете увидеть плоды наших трудов.

А в шесть вечера меня ждёт магистерский курс по выбору «Интеллектуальные технологии в бизнесе», где я снова открою для себя парочку лайфхаков и прелестей командной работы в экспресс-режиме. До встречи!