• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Магистратура: как совмещать учебу с работой?

У каждого студента очных магистерских программ Института образования НИУ ВШЭ есть возможность работать в каком-либо из научных подразделений Института. Благодаря работе в исследовательском центре магистранты не только зарабатывают деньги в дополнение к стипендии, но и практикуются в будущей профессиональной деятельности.

Роман Звягинцев, студент первого курса магистерской программы «Измерения в психологии и образовании». Работает в Центре социально-экономического развития школы.

После начала учебы в магистратуре я успел четыре раза сходить в разные центры, посмотреть, где мне больше понравится, и в итоге остался в Центре социально-экономического развития школы. Во-первых, работая здесь, действительно возможно как-то повлиять на образование в стране. Вторая причина – в этом Центре мне проще писать курсовую работу, потому что мой научный руководитель здесь работает. Траектория моей работы в Центре и моей итоговой диссертации совпадают, а направление программы все-таки отличается. То, чем я сейчас занимаюсь, ближе скорее к «Доказательной образовательной политике», чем к «Измерениям в психологии и образовании». Но это, безусловно, смежные вещи.

Сейчас я в основном занимаюсь сбором контекстуальных данных о школах из разных регионов страны. Это данные о том, как разные школы функционируют в разных условиях. Есть школы, которые в плохих условиях функционируют хорошо, а есть такие, которые в хороших условиях функционируют плохо. Всю эту информацию было бы здорово собрать, проанализировать, сделать какие-то выводы и в зависимости от полученных выводов выстраивать образовательную политику. Другой проект касается Мониторинга экономики образования, по которому мы сейчас готовим отчет – по анкетам 2016 года. Конкретно сейчас мы работаем над анкетой родителей, выделяем группы родителей: какие это группы, как они описываются, чем характеризуются и что делать с теми, кто испытывает трудности с обучением своих детей. Есть еще, конечно же, мелкие задания, не очень важные, но очень срочные, их много, и приходится на них отвлекаться.

Я работаю в образовании с 17 лет, когда впервые поехал работать вожатым в лагерь. С тех пор я так или иначе работал в этой сфере: либо вожатым, либо педагогом-организатором, либо в дополнительном образовании, либо ещё где-то. Сейчас – в более теоретической части, это не конкретная практическая работа с ребёнком, а работа с данными. Чему я научился в Институте образования? Сложно отделить то, чему я научился в Центре, от того, чему я научился на магистерской программе. Но, безусловно, я получил много полезных советов от старших коллег, например, о том, что нужно прочитать, чтобы вникнуть в тему. Научиться читать научную литературу – один из навыков, который я приобретаю. Тайм-менеджмент – этот навык ты либо осваиваешь, либо не остаешься в Вышке.

 

Ирина Угланова, студентка 1 курса магистратуры «Измерения в психологии и образовании». Работает в Центре мониторинга качества образования.

В Центр мониторинга качества образования я пришла работать практически сразу: мне интересна психометрика, интересен анализ данных психологических исследований и исследований в образовании. Работа в нашем Центре позволяет погрузиться именно в эти вопросы. Благодаря работе я научилась многому как непосредственно в области своей будущей профессии: анализу данных, составлению теста, оценке качества теста – так и различным организационным моментам, которые тоже требуют навыков и опыта. Стажеров первого года погружают в разные проекты. Один из самых интересных – мы помогаем разрабатывать инструменты оценки навыков XXI века «4К», в частности, критического мышления и креативности. С одной стороны, это творческая работа, с другой стороны, достаточно строгая процедура, которая требует погружения. Еще мне очень интересен анализ данных и работа с базами данных.

То, чем я занимаюсь в Центре, все время связано с тем, чему я обучаюсь на парах. Мне кажется, такая содержательная взаимосвязь – одно из главных достоинств Высшей школы экономики в целом и Института образования в частности. Приходишь в одно здание, и становишься здесь целиком погруженным в работу и учебу, тебя не разрывают на части. В дальнейшем я планирую работать именно в этой области, поэтому все приобретенные навыки мне пригодятся.

 

Ксения Фиофанова, студентка 2 курса магистерской программы «Доказательная образовательная политика». Работает в Центре социально-экономического развития школы.

 

Перед поступлением в магистратуру я  работала в школе (в сфере дополнительного образования), преподавала шахматы. Поэтому я обдуманно и целенаправленно пришла работать в Центр социально-экономического развития школы. Мне очень интересны  все новые программы в данной сфере. Вот уже 2 года  в Центре ведется исследовательская работа в секторе Edutainment: это понятие соединяет в себе education (образование) и entertainment (развлечение). Область не до конца изучена, в России Edutainment  только набирает обороты: по статистике с 2011 г. по 2017 г. в разы выросло количество интерактивных музеев и парков профессий. Если в 2011 году таких музеев было 4, то сейчас их около 100.

Разнообразные формы интерактива захватывают образовательный мир. Если раньше молодые люди приходили в библиотеку почитать книги, то сегодня привлечь аудиторию книгами невозможно: почти все книги есть в Интернете. Поэтому библиотекам необходимы новые программы привлечения аудитории.

Работа в Центре помогает мне погрузиться в мою выпускную квалификационную работу, которая называется «Тенденции развития сектора дополнительного образования в рамке Edutainment (на примере парков профессий и интерактивных музеев)». Причем секция Edutainment не ограничивается  только парками профессий и интерактивными музеями, сейчас появляются разнообразные образовательные интерактивные квесты. Я считаю, что дополнительное образование в интерактивной форме – это тема, которая будет широко распространена в будущем. Государственная политика сейчас становится более открытой к частным организациям, которые реализуют программы дополнительного образования. Я и сама хотела бы в будущем, после окончания обучения, открыть центр дополнительного образования. Поэтому все знания и знакомства, приобретённые в Центре, обязательно мне пригодятся в дальнейшем.

 

Ксения Вергелес, студентка первого курса магистерской программы «Измерения в психологии и образовании». Работает в Международной лаборатории анализа образовательной политики.

Когда к нам на программу начали приходить представители центров Института образования с презентацией, я изначально выбрала два направления: Центр мониторинга качества образования, директор которого – руководитель нашей магистратуры Елена Юрьевна Карданова, а также проект Международной лаборатории анализа образовательной политики, работать на котором меня позвал Андрей Борисович Захаров. Я выбирала между этими двумя подразделениями Института, и сделать окончательный выбор мне помог магистрант второго курса Денис Федерякин. Пока что мне довольно сложно в психологии, ведь я окончила социологический бакалавриат – и он мне посоветовал пойти работать в лабораторию, так как там больше социологии.

Я уже успела поработать в одном интересном проекте. Среди школ, которые участвовали в исследованиях PISA и TIMSS, были такие, которые показали, на удивление, либо очень хорошие результаты, либо очень плохие. И вот мы решили посмотреть, что же такого эти школы делают, почему у них либо настолько хорошие результаты, либо настолько плохие? Мы исследовали этот вопрос с помощью интервью и в настоящий момент пишем про это работу с Андреем Борисовичем. Первая глава этой работы – про роль директора и функции директора и завуча, а вторая – про то, как школы видят свою миссию в зависимости от контекстов, в которых они находятся.

Во время учебы у меня был курс по качественным исследованиям, конечно, и когда я готовилась к работе, то прочитала несколько учебников по качественным интервью. Но самой ценной информацией со мной делится моя коллега Валерия Маркина. Она мастер по качественным интервью, и так про это рассказывает, что я втягиваюсь все больше. В следующем году я планирую работать в этом же подразделении Института, но хотела бы попробовать себя в количественных методах, чтобы «набить руку». В дальнейшем я, надеюсь, пойду учиться в аспирантуру и буду продолжать здесь работать.

 

***** 



Очные магистерские программы для будущих исследователей, аналитиков, разработчиков "Доказательная образовательная политика" и "Измерения в психологии и образовании".
Прием документов с 1 июня по 20 июля 2017г.
Иногородним студентам предоставляется общежитие.

Очно-заочные магистерские программы для учителей и директоров школ, специалистов органов управления образованием, руководителей и экспертов-аналитиков высшего образования.
Прием документов с 1 июня по 13 сентября 2017г.
Подробнее тут.