• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Ландшафт образовательных инноваций

Эксперты Института образования НИУ ВШЭ проанализировав заявки, поданные на Конкурс инноваций в образовании (КИвО), выделили сферы и предметные области, в которых сегодня наиболее активно развиваются низовые инновации в сфере образования. По мнению экспертов, инновации такого типа могут рассматриваться, с одной стороны,  как индикаторы дефицитов системы образования, а с другой — как ниши, имеющие высокий потенциал для роста.

Инновации «снизу», или низовые инновации (так называемые «grassroots innovation» — от англ. «корни травы»), возникают обычно вследствие других процессов  как реакция на изменения во внешней среде, появление новых потребностей. Изучение процессов низовых инноваций может дополнить картину происходящих в системе образования изменений.

Исследование показало, что около трети проектов не ограничивают свою деятельность одной предметной областью, т.е. это полидисциплинарные проекты или проекты, предлагающие определенные «инструменты», применяемые в  разных предметных областях. Среди проектов, сфо­кусированных на одной предметной области, значительную долю представ­ляют проекты, направленные на развитие педагогических методов и образо­вательного менеджмента.

Предметные области, %

Материалы КИвО показывают, что инициаторами инновационных проектов выступают как специалисты, работающие в системе образования (внутренние акторы), так и внешние по отношению к ней люди (внешние акторы). Таким образом, в числе участников инновационного процесса — школьные педагоги и администраторы, сотрудники вузов, колледжей, а также предприниматели, сотрудники коммерческих организаций, аспиранты, школьники и студенты.


Сравнение внутренних и внешних проектов: формы реализации, %

Интересно, что сферы инте­ресов несистемных и внутрисистемных акторов различны. Работники образования, как правило, предлагают идеи по усовер­шенствованию и доработке уже существующих программ, т.е. в исторически сложившейся зоне образовательной практики — «браунфилд» (от англ. «brown field» — возделанное поле). Внимание внешних акторов в большей мере сфокусировано на создании новых продуктов, приспособлений или устройств, они активнее внедряют электронные сервисы и новые технологии – «гринфилд» (от «green field» — англ. «зеленое поле»).

Основные цели образовательных инноваций КИвО лежат в плоскости фасилитации и развития различных социальных процессов. Большинство внутрен­них и внешних проектов нацелены на усовершенствование знаний и навыков учащихся и повышение эффективности работы образовательных организаций. 

Сравнение внутренних и внешних проектов: основные цели реализации, %

С точки зрения потребления, среди внутренних проектов чаще встречаются те, что предполагают реальное групповое потребление. Внешние проекты в основном предлагают такие формы реализации инновации, которые свя­заны с виртуальным и индивидуальным потреблением.


Сравнение внутренних и внешних проектов: масштабирование, %


Сравнение внутренних и внешних проектов: формы и способы потребления, %

Подводя итоги, можно сказать, что ландшафт низовых инноваций российского образования соткан из проектов, представляемых как внутренними акторами системы, так и внешними участниками. И две эти группы преследуют разные цели и используют разные инструменты работы.

Несмотря на то что, по мнению ряда экспертов, «браунфилд» в образовании нуждается не в обновлении, а в кардинальной замене его элементов, авторы исследования предлагают другую точку зрения — если в системе достаточное количество участников, готовых предлагать новое, «браунфилд» может трансформироваться  в «гринфилд». В целом же будущий̆ ландшафт российского образования зависит от того, будет ли создана среда для взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Подробнее об этом можно прочитать в новом выпуске «Фактов образования» (№14).