Ландшафт образовательных инноваций
Эксперты Института образования НИУ ВШЭ проанализировав заявки, поданные на Конкурс инноваций в образовании (КИвО), выделили сферы и предметные области, в которых сегодня наиболее активно развиваются низовые инновации в сфере образования. По мнению экспертов, инновации такого типа могут рассматриваться, с одной стороны, как индикаторы дефицитов системы образования, а с другой — как ниши, имеющие высокий потенциал для роста.
Исследование показало, что около трети проектов не ограничивают свою деятельность одной предметной областью, т.е. это полидисциплинарные проекты или проекты, предлагающие определенные «инструменты», применяемые в разных предметных областях. Среди проектов, сфокусированных на одной предметной области, значительную долю представляют проекты, направленные на развитие педагогических методов и образовательного менеджмента.
Предметные области, %
Материалы КИвО показывают, что инициаторами инновационных проектов выступают как специалисты, работающие в системе образования (внутренние акторы), так и внешние по отношению к ней люди (внешние акторы). Таким образом, в числе участников инновационного процесса — школьные педагоги и администраторы, сотрудники вузов, колледжей, а также предприниматели, сотрудники коммерческих организаций, аспиранты, школьники и студенты.
Сравнение внутренних и внешних проектов: формы реализации, %
Интересно, что сферы интересов несистемных и внутрисистемных акторов различны. Работники образования, как правило, предлагают идеи по усовершенствованию и доработке уже существующих программ, т.е. в исторически сложившейся зоне образовательной практики — «браунфилд» (от англ. «brown field» — возделанное поле). Внимание внешних акторов в большей мере сфокусировано на создании новых продуктов, приспособлений или устройств, они активнее внедряют электронные сервисы и новые технологии – «гринфилд» (от «green field» — англ. «зеленое поле»).
Основные цели образовательных инноваций КИвО лежат в плоскости фасилитации и развития различных социальных процессов. Большинство внутренних и внешних проектов нацелены на усовершенствование знаний и навыков учащихся и повышение эффективности работы образовательных организаций.
Сравнение внутренних и внешних проектов: основные цели реализации, %С точки зрения потребления, среди внутренних проектов чаще встречаются те, что предполагают реальное групповое потребление. Внешние проекты в основном предлагают такие формы реализации инновации, которые связаны с виртуальным и индивидуальным потреблением.
Сравнение внутренних и внешних проектов: масштабирование, %
Сравнение внутренних и внешних проектов: формы и способы потребления, %
Подводя итоги, можно сказать, что ландшафт низовых инноваций российского образования соткан из проектов, представляемых как внутренними акторами системы, так и внешними участниками. И две эти группы преследуют разные цели и используют разные инструменты работы.
Несмотря на то что, по мнению ряда экспертов, «браунфилд» в образовании нуждается не в обновлении, а в кардинальной замене его элементов, авторы исследования предлагают другую точку зрения — если в системе достаточное количество участников, готовых предлагать новое, «браунфилд» может трансформироваться в «гринфилд». В целом же будущий̆ ландшафт российского образования зависит от того, будет ли создана среда для взаимодействия всех участников образовательного процесса.
Подробнее об этом можно прочитать в новом выпуске «Фактов образования» (№14).