• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Переход на всеобщее среднее: от СССР до наших дней

Новый выпуск серии «Современная аналитика образования» посвящен историческому обзору перехода к всеобщему среднему образованию в Российской Федерации. Работа охватывает различные аспекты обеспечения равного доступа к среднему образованию в СССР и постсоветской России. Исследование построено на анализе широкого круга библиографических, статистических и нормативно-правовых источников. Авторы доклада – сотрудники Центра исследований среднего профессионального образования Института образования НИУ ВШЭ Федор Дудырев, Алексей Шабалин, Ольга Романова.

На 2016 год пришелся юбилей в истории советского и российского образования: 50 лет с той даты, когда политическим руководством Советского Союза было принято решение о переходе к всеобщему среднему образованию. Как менялся на протяжении полувека институциональный ландшафт среднего образования и можно ли считать до конца исчерпанной ту повестку, которая была сформулирована в постановлении 1966 года?

Всеобуч в СССР: вечерние школы, ПТУ, техникумы

Одним из ключевых механизмов решения задачи среднего всеобуча в Советском Союзе стало расширение институциональной основы среднего образования. Наряду с дневными общеобразовательными школами, принимавшими большую часть выпускников 8-го класса, была развернута широкая сеть вечерних школ, которые ориентировались преимущественно на взрослое население. Еще один институт среднего образования, оформившийся в Советском Союзе в 70–80-е годы XX века, – это средние профессионально-технические училища. Первоначально не ориентированные на решение задач общего образования, ПТУ со временем приняли на себя эти функции в отношении рабочей молодежи, осваивающей сложные профессии. Совместно с техникумами профтехучилища составили особый образовательный трек, обеспечивающий получение общего среднего образования одновременно с приобретением профессиональной квалификации. Доля учащихся, поступающих на эти «микстовые» образовательные программы, достигла в последнее десятилетие советского периода 32–35% от общего числа поступающих на программы, ведущие к среднему образованию.

Таким образом, в ходе осуществления программы всеобщего среднего образования в 70–80-е гг. XX века была создана ситуация, когда поток поступающих на программы средней школы значительно (на 300–500 тысяч человек ежегодно) превышал число школьников, окончивших 8-й класс в текущем году.

Возникла огромная «воронка», втягивающая в старшую школу лиц старших возрастов. За счет этого постепенно формировалась та масса населения Российской Федерации, которая устремится за высшим образованием в постсоветские десятилетия.

При этом переход к массовой средней школе в Советском Союзе вовсе не предполагал роста социальной динамики. Задачи среднего образования трактовались советским политическим руководством предельно узко – как ответ на новые технологические вызовы индустриальной эпохи. Реформа была ориентирована на повышение образовательного уровня «низов» – основной массы работающего населения, занятого в промышленности. Она была призвана сформировать широкий слой «рабочих-интеллигентов» – технически грамотных, дисциплинированных исполнителей с широким кругозором, способных к работе в условиях конвейерного производства – и не открывала дополнительных каналов образовательной и социальной мобильности.

Постсоветский период

В рамках образовательной доктрины постсоветской России идея обязательного среднего образования утратила характер императивности и принудительности в отношении участников образовательного процесса. На смену идее об обязательности среднего образования пришел тезис о его общедоступности.

Предоставление услуг среднего общего образования в Российской Федерации осуществлялось на основе тех образовательных институтов, которые сформировались в советский период. В то же время роль этих институтов, распределение между ними потоков учащихся старшей школы претерпели значительные изменения.

Дневные средние школы, принимавшие в середине 90-х годов свыше 62,3% от общего числа учащихся, сократили свое присутствие в секторе старшей школы до 48,4%. Доля профессионально-технических училищ также уменьшилась. Вечерние школы фактически прекратили свое существование. В этих условиях единственным институтом, последовательно наращивающим свое влияние, оказались организации системы СПО — колледжи и техникумы, готовящие специалистов среднего звена.

Сворачивание в постсоветский период вечерней школы означало существенное сокращение институционального разнообразия.

Система СПО оказалась фактически единственной альтернативой средней школе. Сегодня подавляющая часть тех, кто поступает в колледжи и профессиональные училища, приходят туда не только за профессией, но и за аттестатом о среднем образовании. Это юноши и девушки, по тем или иным причинам оказавшиеся за порогом общеобразовательной школы.

Для многих из них, особенно живущих в сельской местности, за поступлением в «профтех» может стоять вовсе не осознанный выбор будущего ремесла (этот выбор часто бывает отложенным), а желание продолжать образование и необходимость получения аттестата о среднем образовании.

Новая повестка среднего общего образования в РФ?

Данные Всероссийской переписи населения 2010 г. показывают, что доступ к среднему общему образованию по-прежнему остается одним из факторов образовательного неравенства в России. На фоне стремительного роста доли лиц с высшим образованием (2002 г. — 19,4 млн человек, 2010 г. — 27,5 млн) среди взрослого населения Российской Федерации в возрасте 25–64 лет остается почти 5,5 млн человек, не имеющих среднего общего образования, из них 827,2 тыс. — лишь с начальным образованием.

Люди, не получившие доступа к старшей школе, обрекают себя на низко квалифицированный и низкооплачиваемый труд, они крайне уязвимы в ситуациях быстрых социально-экономических и технологических изменений. Отсутствие аттестата об окончании средней школы в значительной мере дисквалифицирует их как работников, сужает возможности профессионального и карьерного роста.

На фоне увеличивающейся доли лиц с высшим образованием положение на рынке труда тех, кто не сумел получить среднего, будет постоянно ухудшаться, и это – еще один фактор, обостряющий образовательное неравенство. Преодоление этих негативных факторов требует реализации новых организационно-методических и институциональных решений на федеральном и региональном уровнях.

Принятие на себя функций массовой средней школы поставило перед системой СПО сложные задачи. Как правило, в колледжи и профессиональные училища переходят наименее подготовленные ученики. По данным международного исследования TIMSS, результаты студентов СПО, обучающихся на базе 9-го класса, значительно ниже результатов, демонстрируемых их ровесниками, обучающимися в школе. Все это предъявляет дополнительные требования к организации преподавания общеобразовательных дисциплин и квалификации преподавателей. Вопрос о том, как добиться хотя бы порогового уровня общеобразовательной подготовки в отношении слабых, педагогически и социально запущенных подростков, не был решен в советской средней школе. Этот вопрос и сегодня остается одним из наиболее трудных.



Полностью аналитический доклад «Старшая школа и ее альтернативы в советской и российской практике» можно прочесть по ссылке.

Видеозапись семинара «Актуальные разработки и исследования в области образования», посвященного выходу доклада, можно посмотреть на YouTube-канале Института образования.