• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Исследователи ВШЭ создали масштабный портрет перемен в системах высшего образования на постсоветском пространстве


Как менялось высшее образование на постсоветском пространстве в целом, где и как повлияли на этот процесс отдельные внешние события, например, национальные революции? Впервые ученые дают ответы на эти вопросы в комплексе: высшая школа на пространстве бывшего СССР стала предметом изучения большой международной группы из 40 исследователей, работу которых координировали сотрудники и аспиранты Института образования ВШЭ.

Проект продолжался более пяти лет. Результатом этой работы стала не только книга, выпущенная издательством Springer в престижной серии «The Palgrave Studies in Global Higher Education», но и большая сеть заинтересованных исследователей, десятки выступлений на конференциях, интерактивный таймлайн реформ в высшем образовании. 

По словам Дарьи Платоновой, руководителя Лаборатории «Развитие университетов» Инобра ВШЭ и одного из координаторов проекта, начало работе положила статья Исака Фрумина, Ярослава Кузьминова и Дмитрия Семенова, опубликованная в 2013 году – обзорное исследование того, что происходило ландшафтом вузов в России за 25 лет. «Во время работы над этой статьей стало понятно, что мы не очень понимаем, какие существуют «развилки» советской системы», – рассказала Дарья Платонова. Перед группой исследователей стояла цель изучить, что происходило с вузами каждого из 15 постсоветских государств.

Главной задачей, которую ставила перед собой группа исследователей, стал отход от какой-либо предвзятости и набора готовых гипотез.

У нас получилось нетрадиционное исследование, потому что мы старались не «фантазировать» насчет каких-то общих законов развития вузов, единых во всех 15 странах, например, под влиянием международных организаций, – скорее, мы стремились описывать «новые виды» и новые факторы. Люди устали от общих слов о переходных экономиках, стандартах открытого общества – и мы старались специально не развивать эту риторику, а выделять злободневные контексты для национальных систем.

Платонова Дарья Павловна
Проектно-учебная лаборатория «Развитие университетов»: Заведующий лабораторией

Международной группой собран богатый материал о том, как, например, постсоветские революции изменили запросы общества и в какой степени существовавшие там вузы оказались к этому готовы. Для кейсов Таджикистана и Киргизии ключевыми оказались вопросы гендерного неравенства в рамках высшей школы и работа филиалов западных вузов в этом контексте. Туркменистан оказался «главным вызовом» для всей группы, потому что объективную информацию о его образовательной системе пришлось добывать несколько лет. Теперь эта глава стала первым англоязычным академическим текстом о высшем образовании в Туркменистане. В Узбекистане ученые обнаружили контраст между высоким запросом на высшее образование и крайне «сдержанной» политикой государства в этом отношении. Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов и научный руководитель Института образования ВШЭ Исак Фрумин написали для книги специальную главу, в которой развенчали миф о унифицированности вузов и систем вузов в самом СССР и по республикам.

По решению Института образования электронная версия книги опубликована в формате открытого доступа: ее можно свободно скачивать и читать в любой точке мира.