Образование родителей влияет на образовательную стратегию детей
Образовательный уровень родителей зачастую влияет на будущее детей больше, чем их успеваемость в школе. Сотрудники Института образования НИУ ВШЭ выяснили, какую роль играет этот фактор в том выборе, который школьник делает после 9 и 11 классов. Как следует из результатов исследования, далеко не всегда этот выбор продиктован академической успеваемостью. Семья с высоким уровнем образования помогает школьнику выбрать такие стратегии, которые позволяют получить хорошее образование даже при невысокой успеваемости. И наоборот: дети из семей с невысоким образовательным уровнем чаще готовы согласиться на меньшее или отказаться от тех возможностей, которые открывают им текущие образовательные результаты.
Исследование Татьяны Хавенсон и Татьяны Чиркиной «Образовательные переходы в России: социально-экономическое положение семьи и успеваемость» издано Высшей школой экономики в серии «Факты образования».
«Это крайне важная тема, потому что мы видим здесь еще один механизм воспроизводства неравенства, – считает научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин. – После введения ЕГЭ, ОГЭ нам казалось, что успеваемость решает всё: выпускник с высокими баллами поступает в высокоселективный вуз, тот, кто учился похуже – в среднеселективный, и так далее. Частично это верно. Единый экзамен очень усилил социальную и территориальную мобильность. Но пока недостаточно. По этому исследованию мы видим, что получение качественного высшего образования в значительной степени зависит от мотивации и возможностей семьи, а не только от академических достижений ребенка. Слабо успевающие ученики из высокообразованных семей находят возможность поступить в сильные вузы, а для хорошо успевающих учеников из семей без высшего образования стоп-фактором часто становятся именно семейные установки».
В исследовании показано, как именно «наследуется» образовательный уровень родителей: например, если в 9 классе у 49% школьников хотя бы один родитель имеет высшее образование, то в 10 классе эта цифра возрастает до 61%. Этот показатель изменился за счет того, что дети из семей без высшего образования частично ушли из школы, продолжив учебу в секторе среднего профобразования. В группе низкоуспевающих девятиклассников 40% учеников, чьи родители имеют высшее образование, предпочли остаться в старших классах. Среди тех, кто плохо учится и чьи родители не имеют высшего образования, доля таковых – лишь 26%. Таким образом, в исследовании прослеживается, как на каждом этапе ценностные установки семьи влияют на выбор – после девятого класса, после одиннадцатого, когда поступление в вуз – самый распространенный, но не единственный вариант, а также в ситуации выбора между вузами разных уровней.
Здесь также видна особенность: 33% абитуриентов идут в так называемые высокоселективные вузы (с высоким уровнем проходного балла), 55% в среднеселективные, остальные – в низкоселективные. Среди абитуриентов из семей с высшим образованием доля выбирающих высокоселективные вузы выше почти вдвое – 60%. Среди абитуриентов с высокими баллами, чьи родители не имеют высшего образования – 27%. «Успеваемость является важным сигналом к выбору траектории, однако семьи с низким образовательным уровнем родителей предпочитают стратегию избегания», – отмечают авторы исследования.
В семьях без высшего образования мы наблюдаем, что абитуриенты, которые имеют достаточно высокие баллы, делают выбор в пользу слабых вузов. Даже сами по себе образовательные достижения детей трактуются разной средой по-разному. Если ребенок получает невысокие баллы, семья с высоким уровнем образования ищет возможности нивелировать этот результат, а для семьи с низким образовательным уровнем это становится сигналом к прекращению пути по академической траектории.
Таким образом, чтобы решить проблему социальной мобильности, нельзя замыкаться на академической успеваемости, делают вывод авторы исследования. Нужно помогать семьям преодолевать и имеющиеся внутренние барьеры, закрывающие детям путь к высококачественному образованию. Нужно строить и механизмы образовательной ориентации и социальной поддержки для сильных выпускников школы из семей с недостаточными культурными и экономическими ресурсами.
Хавенсон Татьяна Евгеньевна
Чиркина Татьяна Александровна
Хавенсон Татьяна Евгеньевна
Международная лаборатория анализа образовательной политики: Научный сотрудник