• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Грант дошкольнику

Образованию в России нужны более гибкие формы финансовой поддержки.

Грант дошкольнику

Роль детского сада в российском обществе возросла: если раньше запрос родителей в большей степени ограничивался «получением места», то сегодня формы организации присмотра, ухода и обучения играют решающую роль для выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных, культурных слоев населения.

Детский сад становится главным центром развития компетенций в области детского развития, но для того, чтобы активнее развивались гибкие формы предоставления дошкольного образования, нужны более гибкие модели финансовой поддержки. Об этом пишут ученые Института образования НИУ ВШЭ, авторы книги "От универсальной доступности к современному качеству: дошкольное образование в России". Монография вышла в издательстве Высшей школы экономики под редакцией Ирины Абанкиной, Катерины Поливановой и Исака Фрумина.

Она стала одной из восьми "Белых книг", подготовленных Инобром совместно с Центром стратегических разработок. Эта серия — фундаментальный срез сегодняшнего состояния и перспектив всех секторов российского образования, исследование беспрецедентного масштаба, работа над которым началась в рамках подготовки долгосрочных национальных стратегий в области общественного развития, экономики и повышения качества человеческого капитала.

Специалисты Института образования и организации-партнеры вели исследования и аналитические разработки, посвященные качеству, эффективности и доступности дошкольного образования в России, более десяти лет.

Несмотря на то, что в последние годы проблемы с доступностью дошкольного образования, возникшие из-за массового закрытия детских садов в 1990-х, удается решить, некоторые показатели этой сферы по-прежнему вызывают беспокойство специалистов. Так, высокий охват населения России формальным образованием начинается с трехлетнего возраста, а в сегменте до 3 лет охват образованием не достигает и 30%. Увеличение рождаемости в 2012-2016 годов и относительно высокие темпы инфляции стали причинами негативной динамики удельных расходов на дошкольное образование. 

Эксперты приходят к выводу, что в России необходимо вести индивидуальный грант (сертификат) дошкольника новый механизм финансовой поддержки в этом секторе образования. Семья с ребенком-дошкольником, зарегистрировавшись в электронной системе, получала бы грант на уход за ним, воспитание, обучение с правом передачи этого гранта в детский сад любой формы собственности.

Такая мера позволила бы сократить разницу в родительской плате за услуги государственных и негосударственных детских садов. Бизнес и госсектор получили бы равный доступ к бюджетному финансированию, это повысило бы доступность дошкольного образования, уровень которой сегодня недостаточен, развивало бы конкуренцию и качество услуг.

Отдельные главы книги, выпущенной Инобром, посвящены основным теоретическим подходам к раннему развитию, тенденциям ресурсного и кадрового обеспечения дошкольного образования, оценке родительских запросов и анализу новых направлений государственной политики в этой сфере.

Мы надеемся, что наша книга будет способствовать поиску оптимальных решений в этой важнейшей области, дальнейшему повышению культуры дискуссий о воспитании и обучении детей, — отмечают авторы монографии. 

Одной из важнейших задач для государства и общества они называют создание эффективной межведомственной системы родительского просвещения и семейного воспитания в России.