Участники НеКонференции спроектировали школу, не похожую на самолет
Идея проведения НеКонференции принадлежит студентам и преподавателям магистерской программы Института образования НИУ ВШЭ «Управление образованием». Ее академический руководитель Анатолий Каспржак когда-то был директором одной из самых инновационных школ Москвы. Первые такие школы начали появляться в Советском Союзе тридцать лет назад, так что НеКонференцию приурочили к этому юбилею.
Однажды девочку попросили нарисовать школу. Она нарисовала самолет, объяснив это тем, что это и есть школа. Почему? Потому что долго, скучно, все сидят друг другу в затылок. Мы предлагаем вам стать соавторами школы, не похожей на самолет.
Формат мероприятия был не менее важен, чем его содержание. Дискуссии о будущем школы обычно проходят на всевозможных форумах, научных или научно-практических конференциях. НеКонференция отказалась от пленарных заседаний, научных докладов и отчетов о проделанной работе. Более 600 человек участвовали в интеллектуальных батлах и кейс-чемпионатах, задавали вопросы мэтрам и проектировали модели школы будущего на форсайт-сессиях. В роли модераторов во многих случаях выступали студенты Института образования НИУ ВШЭ.
Расписание НеКонференции построили следующим образом. Было предложено пять тем, актуальных для системы образования - образовательная программа, директор и управленческая команда, цифровая школа, внешкольная жизнь, образовательный маркетинг и четыре разновидности площадок, на которых эти темы обсуждались: "Баттл", "Кейс-чемпионат", "История провалов", "100 вопросов мэтрам".
В результате было проведено 20 дискуссий, между которыми участники НеКонференции могли свободно перемещаться. Как заметил Сергей Баринов, учитель географии «Хорошколы» и выпускник Института образования ВШЭ, это напоминало "интеллектуальный шведский стол".
Кроме того, в медиа-зоне прошли презентации книги «(Не)обычные школы: разнообразие и неравенство», подготовленной Институтом образования, и фильма «Свободная школа», снятого Проектно-учебной лабораторией образовательной и молодежной журналистики.
В завершение НеКонференции несколько команд участников, в том числе команда учеников Лицея НИУ ВШЭ, представили свои концепции школ будущего. По результатам голосования лучшей разработкой признали концепцию команды Марка Сартана — руководителя Центра разработки образовательных систем «Умная школа». Членам этой команды предложено осенью пройти стажировку в Институте образования ВШЭ, где с ними будут работать лучшие эксперты отрасли и потенциальные инвесторы.
Как заметил научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ Виктор Болотов, все представленные концепции объединены двумя лейтмотивами. Во-первых, школа будущего создает условия для саморазвития ребенка. Во-вторых, школьное здание уже не является основным и тем более единственным местом, где дети получают образование.
Это уже не школа в привычном понимании. Так что из каждого проекта, представленного на НеКонференции, может получиться НеШкола будущего.
Болотов Виктор Александрович
Научный руководитель Центра мониторинга качества образования
Каспржак Анатолий Георгиевич
профессор, научный руководитель Центра развития лидерства в образовании, академический руководитель магистерской программы "Управление образованием"