• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Участники НеКонференции спроектировали школу, не похожую на самолет

27 июня в Хорошевской школе состоялась НеКонференция. Организаторами и разработчиками экспертного обсуждения стали магистранты и сотрудники Института образования Вышки. На многоуровневой дискуссионной площадке исследователи сферы образования, педагоги, управленцы и даже ученики генерировали идеи для школы будущего.

Идея проведения НеКонференции принадлежит студентам и преподавателям магистерской программы Института образования НИУ ВШЭ «Управление образованием». Ее академический руководитель Анатолий Каспржак когда-то был директором одной из самых инновационных школ Москвы. Первые такие школы начали появляться в Советском Союзе тридцать лет назад, так что НеКонференцию приурочили к этому юбилею.

 Однажды девочку попросили нарисовать школу. Она нарисовала самолет, объяснив это тем, что это и есть школа. Почему? Потому что долго, скучно, все сидят друг другу в затылок. Мы предлагаем вам стать соавторами школы, не похожей на самолет.

Каспржак Анатолий Георгиевич
профессор, научный руководитель Центра развития лидерства в образовании, академический руководитель магистерской программы "Управление образованием"

 Формат мероприятия был не менее важен, чем его содержание. Дискуссии о будущем школы обычно проходят на всевозможных форумах, научных или научно-практических конференциях. НеКонференция отказалась от пленарных заседаний, научных докладов и отчетов о проделанной работе. Более 600 человек участвовали в интеллектуальных батлах и кейс-чемпионатах, задавали вопросы мэтрам и проектировали модели школы будущего на форсайт-сессиях. В роли модераторов во многих случаях выступали студенты Института образования НИУ ВШЭ.

@НИУ ВШЭ

Расписание НеКонференции построили следующим образом. Было предложено пять тем, актуальных для системы образования - образовательная программа, директор и управленческая команда, цифровая школа, внешкольная жизнь, образовательный маркетинг и четыре разновидности площадок, на которых эти темы обсуждались: "Баттл", "Кейс-чемпионат", "История провалов", "100 вопросов мэтрам".
В результате было проведено 20 дискуссий, между которыми участники НеКонференции могли свободно перемещаться. Как заметил Сергей Баринов, учитель географии «Хорошколы» и выпускник Института образования ВШЭ, это напоминало "интеллектуальный шведский стол".

@сообщество "Дети Вышки"‎

Кроме того, в медиа-зоне прошли презентации книги «(Не)обычные школы: разнообразие и неравенство», подготовленной Институтом образования, и фильма «Свободная школа», снятого Проектно-учебной лабораторией образовательной и молодежной журналистики.

В завершение НеКонференции несколько команд участников, в том числе команда учеников Лицея НИУ ВШЭ, представили свои концепции школ будущего. По результатам голосования лучшей разработкой признали концепцию команды Марка Сартана — руководителя Центра разработки образовательных систем «Умная школа». Членам этой команды предложено осенью пройти стажировку в Институте образования ВШЭ, где с ними будут работать лучшие эксперты отрасли и потенциальные инвесторы.

@сообщество "Дети Вышки"

Как заметил научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ Виктор Болотов, все представленные концепции объединены двумя лейтмотивами. Во-первых, школа будущего создает условия для саморазвития ребенка. Во-вторых, школьное здание уже не является основным и тем более единственным местом, где дети получают образование.

 Это уже не школа в привычном понимании. Так что из каждого проекта, представленного на НеКонференции, может получиться НеШкола будущего.

Болотов Виктор Александрович
Научный руководитель Центра мониторинга качества образования