• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Шесть болевых точек российской аспирантуры

Российской аспирантуре нужны реформы, чтобы стать ключевым звеном в подготовке высококлассных специалистов не только для науки, но и для экономического и социального развития в целом. Первые шаги уже сделаны: новый закон «Об образовании» и Положение «О присуждении ученых степеней» изменили ее статус и содержание подготовки, а также повысили требования к аспирантам. Однако пока это не решает всех проблем. Требуются более глубокие качественные трансформации. 

«На пути к новой модели аспирантуры»: так называется статья научных сотрудников Центра социологии высшего образования Инобра ВШЭ Натальи Малошонок и Евгения Терентьева, опубликованная в третьем номере «Вопросов образования». Ученые провели серию интервью с аспирантами и руководителями аспирантских программ и назвали шесть главных «болевых точек», которые мешают российской аспирантуре меняться. Также авторы рассказали о наиболее перспективных практиках для преодоления системных проблем.

Итак, ключевые проблемы, по мнению экспертов Инобра:

Неэффективность отбора.

Сегодня вузы зачастую принимают аспирантов «вслепую», особенно там, где много кандидатов со стороны. Потом выясняется  – приемная комиссия сделала неудачный выбор из-за недостаточного знания кандидата. Однако существуют удачные практики университетов: они внедрили систему учета индивидуальных достижений, которая официально разрешена Минобрнауки с 2017 года, и требование к кандидатам подготовить реферат по предполагаемой теме диссертации.

«Размывание» учебного плана.

Связано с несбалансированностью научной и педагогической «частей». Последняя остается обязательной для российской аспирантуры, и вузы нередко прибегают к различным уловкам – например, вводят альтернативные формы педпрактики. Это перспективное решение, но еще нет консенсуса среди аспирантов и их руководителей, –   отмечают авторы. Мнение тех, кому преподавание «мешает» заниматься наукой, сталкивается с точкой зрения тех аспирантов, которые хотели бы заняться и преподавательской карьерой тоже.

Трудности коммуникации между научным руководителем и аспирантом.

Часто причиной становится их «механическое» соединение без предварительного знакомства и обсуждения перспектив совместной работы. Чтобы бороться с этим, часть вузов старается набирать в аспирантуру собственных выпускников. Авторы статьи сомневаются в удачности метода, чреватого академическим инбридингом (найма на работу собственных выпускников). Гораздо перспективнее – требование некоторых университетов к кандидатам заручиться согласием будущего научного руководителя.

Низкая финансовая поддержка аспирантов.

Одны из ключевых проблем аспирантуры: до 90% аспирантов вынуждены заниматься оплачиваемой работой. Часто она не связана с академической деятельностью. Около 75% респондентов рассказали о трудностях совмещения работы и учебы в аспирантуре. Вузы используют две стратегии, чтобы снять остроту: оформление на работу в университет и грантовую поддержку вместе с дополнительными стипендиями.

Неблагоприятный психологический климат. 

Важной чертой эффективной аспирантуры является благоприятная обстановка в вузе, доброжелательное отношение к аспиранту со стороны научного руководителя, сокурсников, административных сотрудников университета.Исследование показало, что аспиранты российские университеты не всегда формируют такую среду. Системных решений здесь обнаружить не удалось, но многое зависит от индивидуальных усилий научного руководителя и коллег.

Дефицит полезных педагогических практик.

От будущих кандидатов наук требуют публиковать статьи в рецензируемых журналах и выступать на конференциях, однако этому в аспирантуре не учат. Авторы статьи рассказывают об опыте вузов, которые ввели специальные курсы по исследовательской деятельности и поддерживают академическую мобильность.

Выделенные «лучшие практики» не универсальны, и их использование в каждом отдельном случае требует взвешенного решения 

 

Сотрудники Института образования ВШЭ советуют вузам заняться «внутриуниверситетским обследованием», чтобы более адресно понять проблемы поступающих и поступивших в аспирантуру, а также их научных руководителей.