Аспиранты без защиты
Российские вузы стараются принять своих аспирантов на любые должности, и прежде всего – привлекают их в качестве преподавателей, чтобы подготовку диссертации не приходилось совмещать с работой «на стороне». Считается, что трудоустройство в стенах alma mater помогает писать диссертацию и более плотно взаимодействовать с научным руководителем и академической средой в целом.
Однако, как показало исследование, проведенное научным сотрудником Центра социологии высшего образования Инобра ВШЭ Сауле Бековой, далеко не всегда такая стратегия оказывается верной. Всё зависит от характера работы, и трудоустройство в вузе может сыграть негативную роль в подготовке к будущей защите.
Цель работы состояла в том, чтобы проверить, каким образом совмещение учебы с работой связано с результатами обучения в аспирантуре. Разные ли шансы на защиту имеют аспиранты, которые различаются по таким параметрам как факт трудоустройства, место, объем и характер работы? Для ответа на этот вопрос были собраны и проанализированы лонгитюдные данные о процессе и результатах обучения нескольких когорт аспирантов одного из крупнейших российских вузов.
Респонденты были разделены на две категории: те, кто работал вне университета и те, кто был трудоустроен в университете.
То, что работа в стенах вуза увеличивает вероятность будущей успешной защиты, а работа «на стороне» уменьшает, можно считать ожидаемым выводом. Это может свидетельствовать о значимой роли академического сообщества в процессе подготовки диссертации. Однако, как выяснилось, не любая работа в университете положительно влияете на результаты обучения в аспирантуре. Так, аспиранты, работающие в вузе в качестве научных сотрудников, гораздо более успешны, чем те, кто преподает или занимается административной работой
Поэтому распространенная стратегия вузов – дать аспирантам любую возможность трудоустройства, может оказаться вредным для результатов их работы. Уровень защит в разных группах показывает, что лучше вообще не работать, чем работать в университете на неисследовательской должности.
Подробнее с результатами работы можно ознакомить в статье, опубликованой в «Studies in Higher Education» – одном из самых авторитетных рецензируемых научных журналов, посвященных исследованиям высшей школы. Его выпускают крупнейшее британское научное издательство Routledge совместно с Обществом исследователей высшего образования (SRHE).
Бекова Сауле Каэржановна
Младший научный сотрудник Центра социологии высшего образования