• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Аспиранты без защиты

Одна из главных проблем российской системы подготовки кандидатов наук – низкий процент защит. Доля тех, кто успешно защищается сразу после окончания аспирантуры, неуклонно снижается вот уже двенадцать лет. По итогам 2017 года таких оказалось всего 13%, что стало своего рода антирекордом. Это следствие целого комплекса проблем, с которыми столкнулась российская аспирантура. Среди них недостаток финансирования, ужесточение требований к защитам, формальность процедуры отбора в аспирантуру. При этом подавляющее большинство российских аспирантов совмещают учебу с работой.

Аспиранты без защиты

Российские вузы стараются принять своих аспирантов на любые должности, и прежде всего – привлекают их в качестве преподавателей, чтобы подготовку диссертации не приходилось совмещать с работой «на стороне». Считается, что трудоустройство в стенах alma mater помогает писать диссертацию и более плотно взаимодействовать с научным руководителем и академической средой в целом.

Однако, как показало исследование, проведенное научным сотрудником Центра социологии высшего образования Инобра ВШЭ Сауле Бековой, далеко не всегда такая стратегия оказывается верной. Всё зависит от характера работы, и трудоустройство в вузе может сыграть негативную роль в подготовке к будущей защите.

Цель работы состояла в том, чтобы проверить, каким образом совмещение учебы с работой связано с результатами обучения в аспирантуре. Разные ли шансы на защиту имеют аспиранты, которые различаются по таким параметрам как факт трудоустройства, место, объем  и характер работы? Для ответа на этот вопрос были собраны и проанализированы лонгитюдные данные о процессе и результатах обучения нескольких когорт аспирантов одного из крупнейших российских вузов.

Респонденты были разделены на две категории: те, кто работал вне университета и те, кто был трудоустроен в университете.

То, что работа в стенах вуза увеличивает вероятность будущей успешной защиты, а работа «на стороне» уменьшает, можно считать ожидаемым выводом. Это может свидетельствовать о значимой роли академического сообщества в процессе подготовки диссертации. Однако, как выяснилось, не любая работа в университете положительно влияете на результаты обучения в аспирантуре. Так, аспиранты, работающие в вузе в качестве научных сотрудников, гораздо более успешны, чем те, кто преподает или занимается административной работой

Поэтому распространенная стратегия вузов – дать аспирантам любую возможность трудоустройства, может  оказаться вредным для результатов их работы. Уровень защит в разных группах показывает, что лучше вообще не работать, чем работать в университете на неисследовательской должности. 

Бекова Сауле Каэржановна
Младший научный сотрудник Центра социологии высшего образования

Подробнее с результатами работы можно ознакомить в статье, опубликованой в  «Studies in Higher Education» – одном из самых авторитетных рецензируемых научных журналов, посвященных исследованиям высшей школы. Его выпускают крупнейшее британское научное издательство Routledge совместно с Обществом исследователей высшего образования (SRHE).