«Высшее образование — преимущество даже на старте карьеры»
Дисбаланс рынка образования и рынка труда выражается во-первых в том, что чуть менее трети на первой работе не получает рабочего места по специальности. Во-вторых, он усугубляется тем, что чуть более трети не получила позиций, соответствующих имеющемуся у них формально по диплому уровню квалификации.
Когда речь идет о том, что на рынке труда выпускники не находят первой работы в соответствии с полученной специальностью или уровнем квалификации по диплому, это не означает отсутствия в структуре вакансий соответствующих рабочих мест. Такой спрос как раз может существовать. Однако под влиянием самых разных факторов, которые здесь не рассматриваются, претендент выбирает рабочее место вне соответствия уровню и/или профилю полученной подготовки.
Здесь анализ фокусируется на объективизации полученной подготовки в структуре рабочих мест, которые были сочтены претендентами из предложенных на рынке труда как искомые, устраивающие, приемлемые, вынужденные. Именно в такой трактовке следует понимать приводимые далее статистические факты о несоответствии рынка образования и рынка труда.
Выпускники не находят первую работу в соответствии со специальностью или уровнем квалификации по диплому – это не означает отсутствие в структуре вакансий соответствующих рабочих мест. Такой спрос может существовать.
Каково назначение образовательного учреждения? «Время — это простор для развития способностей». В этой связи, образовательное учреждение, в первую очередь, развивает необходимые навыки.
С точки зрения трудоустройства и заработной платы, высшее образование является преимуществом по сравнению с другими уровнями образования даже на старте карьеры. Мне кажется, что 85% трудоустройства — это большая цифра для высшего образования. В сфере образовательной политики вопрос трудоустройства по специальности актуален.
«Ученье — вот чума, ученость — вот причина». Мы говорим, что у нас слишком много людей с высшим образованием, особенно с гуманитарным, но на выходе из вуза большая часть остается без работы. Данные исследований позволяют утверждать, что ни один из этих тезисов не является верным.
Фрумин Исак Давидович
Институт образования: Научный руководитель
«Ценность образования как актуального набора знаний, навыков и компетенций значительно снижается. С этим связано недовольство работодателей молодыми специалистами, так как молодые специалисты хуже владеют теоретическими знаниями, чем практическими навыками, в том числе soft skills, включая уровень ответственности, способность решать проблемы, готовность учиться и совершенствоваться. Отсюда складывается недовольство самих учащихся, которые вынуждены изучать устаревшие и неактуальные материалы.
Выпускники быстрее и лучше трудоустраиваются, если во время учебы уже имеют работу, связанную с получением специальности. Участие в такой деятельности дает сформировать специалисту необходимые компетенции»
Трофимова Ирина Николаевна, доктор политических наук, главный научный сотрудник Центра социологии образования, науки и культуры Института социологии ФНИСЦ РАН.
Презентация семинара (PDF, 1.10 Мб)
Полная версия семинара
Галина Анатольевна Чередниченко
главный научный сотрудник Института социологии ФНИСЦ РАН