• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

«Человек строит среду, а среда строит человека» - У. Черчилль

Самые яркие цитаты прошедшего 19 ноября  традиционного "вторничного" семинара. Тема: «Мой дом – моя крепость? Образ дома как ресурс психологического благополучия в подростково-юношеском возрасте»

«Образ дома – это существенная составляющая картины мира, отражающая меру базового доверия и оптимизма человека. Дом представляет собой универсальный ресурс позитивного функционирования личности – будучи рукотворной средой, он изначально создан и существует для человека. Встраиваясь в задачи жизненного пути, дом резонирует c актуальным уровнем собственных личностных ресурсов обитателя, усиливая их в случае дефицита и подталкивая к обретению новых целей вне дома в случае их недостатка или избытка»

Основное предназначение домашней среды – это поддержание баланса энергии и гармонизация личностей обитателей. Дом поддерживает человека в зоне его ближайшего личностного развития и дает ему то, что сейчас необходимо и чем он может распорядиться.

Нартова-Бочавер Софья Кимовна
Департамент психологии: Профессор

Структура любой системы связана с ее функциями и содержанием. Каковы функции дома в человеческой жизни?



«Функции дома представляют собой оппозиционные, взаимодополняющие и взаимокомпенсирующие феномены, которые обеспечивают развитие и самокомпенсацию системы «человек - дом». Эта система находит отражение в нашем многослойном нарративе, который сочетает в себе совместную историю личности, семьи и самого дома»

 Как люди представляют свой дом? 

Дом – состояние души.  Дом – место, где все мои вещи  

 


(исследование Е.Н. Московченко)

«Функциональность и релевантность домашней среды, а также привязанность к дому, – это параметры позитивного образа домашней среды. Позитивный образ домашней среды – это ресурс совладеющего поведения (“coping”) в юношеском возрасте. Дружественная домашняя среда как у девушек, так и у юношей, связана с выбором эффективных стратегий совладания. У девушек дружественная домашняя среда является важным ресурсом, поддерживающим их стремление не сдаваться перед лицом трудностей и активно разрешать возникающие сложные ситуации»

 


 

«Дом – привычная конфигурация, которая связана с интерналистской традицией, местом привязанности, местом оседлости. Такие работы, как «Дом для номады» принципиально важны по ряду причин. Во-первых, они являются артефактом гносеологической парадигмы (парадигмы познания мира человеком). Во-вторых, заставляют нас задуматься о том, что мы еще не знаем о своих «домах»

Глазков Константин Павлович
Преподаватель кафедры методов сбора и анализа социологической информации

«Каким наше отношение к дому может быть на фоне такого радикального случая, когда «дом» – это челночная сумка с вещами, которая за тобой переезжает, это перечисление денег за границу, звонки по скайпу. Такие случаи помогают понять, что такое «дом» в широком смысле слова и как наше представление о нем изменяется».


Изучение дома как ресурса - это интересная идея. Мы все так много знаем про дом, но что нового может сказать наука, когда деятели искусств,  писатели и художники так много нам об этом рассказали. Сейчас мы мы посмотрели с точки зрения функциональности, релевантности и привязанности.

 Сейчас мы посмотрели с точки зрения функциональности, релевантности и привязанности. В этом исследовании учтены все принципы: развития, дополнительности, системности, субъекта. Принцип развития говорит, что дом - это одно для ребенка, другое для подростка. Мы все знаем, что дом сложно устроен, дом - это часть улицы, часть района или же часть города.

Наталия Николаевна Толстых
доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой «Социальная психология развития» факультета социальной психологии ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет»(МГППУ)

А еще было бы интересно посмотреть на дом в логике отношений, которые задавал В.Н.Мяснищев, то есть как психическое выражение связей между субъектом и объектом. В них Мяснищев, как известно, выделял три компонента: эмоциональный, когнитивный и мотивационно-поведенческий. Это ближе всего к этому исследованию.  

 


 

 Образ дома – это родительский дом. В подростково-юношеском периоде родительский дом меняется на свой собственный.

Абанкина Ирина Всеволодовна
Главный научный сотрудник Центра финансово-экономических решений в образовании

 


Итог

Дом – важный эко-социальный ресурс позитивного функционирования личности – поддержания благополучия и развития. Образ дома многослоен, в силу чего может оказывать поддерживающее влияние даже в отсутствие самого дома. Вклад домашней среды в показатели благополучия опосредован полом, возрастом и индивидуальными задачами развития.

Презентация семинара

Полная версия семинара

Изучение дома как ресурс - это интересная идея. Мы все так много знаем про дом, но что нового может сказать наука, когда деятели искусств,  писатели и художники так много нам об этом рассказали. Сейчас мы мы посмотрели с точки зрения функциональности, релевантности и привязанности. В этом исследовании учтены все принципы:  развития, дополнительности, системности, субъекта. Принцип развития говорит, что дом - это одно для ребенка, другое для подростка. Мы все знаем, что дом сложно устроен, дом - это часть улицы, часть района или же часть города. 

А еще было бы интересно посмотреть на дом в логике отношений, которые задавал В.Н.Мяснищев, то есть как психическое выражение связей между субъектом и объектом. В них Мяснищев, как известно, выделял три компонента: эмоциональный, когнитивный и мотивационно-поведенческий. Это ближе всего к этому исследованию.