«Человек строит среду, а среда строит человека» - У. Черчилль
«Образ дома – это существенная составляющая картины мира, отражающая меру базового доверия и оптимизма человека. Дом представляет собой универсальный ресурс позитивного функционирования личности – будучи рукотворной средой, он изначально создан и существует для человека. Встраиваясь в задачи жизненного пути, дом резонирует c актуальным уровнем собственных личностных ресурсов обитателя, усиливая их в случае дефицита и подталкивая к обретению новых целей вне дома в случае их недостатка или избытка»
Основное предназначение домашней среды – это поддержание баланса энергии и гармонизация личностей обитателей. Дом поддерживает человека в зоне его ближайшего личностного развития и дает ему то, что сейчас необходимо и чем он может распорядиться.
Структура любой системы связана с ее функциями и содержанием. Каковы функции дома в человеческой жизни?
«Функции дома представляют собой оппозиционные, взаимодополняющие и взаимокомпенсирующие феномены, которые обеспечивают развитие и самокомпенсацию системы «человек - дом». Эта система находит отражение в нашем многослойном нарративе, который сочетает в себе совместную историю личности, семьи и самого дома»
Как люди представляют свой дом?
Дом – состояние души. Дом – место, где все мои вещи
(исследование Е.Н. Московченко)
«Функциональность и релевантность домашней среды, а также привязанность к дому, – это параметры позитивного образа домашней среды. Позитивный образ домашней среды – это ресурс совладеющего поведения (“coping”) в юношеском возрасте. Дружественная домашняя среда как у девушек, так и у юношей, связана с выбором эффективных стратегий совладания. У девушек дружественная домашняя среда является важным ресурсом, поддерживающим их стремление не сдаваться перед лицом трудностей и активно разрешать возникающие сложные ситуации»
«Дом – привычная конфигурация, которая связана с интерналистской традицией, местом привязанности, местом оседлости. Такие работы, как «Дом для номады» принципиально важны по ряду причин. Во-первых, они являются артефактом гносеологической парадигмы (парадигмы познания мира человеком). Во-вторых, заставляют нас задуматься о том, что мы еще не знаем о своих «домах»
Глазков Константин Павлович
Преподаватель кафедры методов сбора и анализа социологической информации
«Каким наше отношение к дому может быть на фоне такого радикального случая, когда «дом» – это челночная сумка с вещами, которая за тобой переезжает, это перечисление денег за границу, звонки по скайпу. Такие случаи помогают понять, что такое «дом» в широком смысле слова и как наше представление о нем изменяется».
Изучение дома как ресурса - это интересная идея. Мы все так много знаем про дом, но что нового может сказать наука, когда деятели искусств, писатели и художники так много нам об этом рассказали. Сейчас мы мы посмотрели с точки зрения функциональности, релевантности и привязанности.
Сейчас мы посмотрели с точки зрения функциональности, релевантности и привязанности. В этом исследовании учтены все принципы: развития, дополнительности, системности, субъекта. Принцип развития говорит, что дом - это одно для ребенка, другое для подростка. Мы все знаем, что дом сложно устроен, дом - это часть улицы, часть района или же часть города.
Наталия Николаевна Толстых
доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой «Социальная психология развития» факультета социальной психологии ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет»(МГППУ)
А еще было бы интересно посмотреть на дом в логике отношений, которые задавал В.Н.Мяснищев, то есть как психическое выражение связей между субъектом и объектом. В них Мяснищев, как известно, выделял три компонента: эмоциональный, когнитивный и мотивационно-поведенческий. Это ближе всего к этому исследованию.
Образ дома – это родительский дом. В подростково-юношеском периоде родительский дом меняется на свой собственный.
Абанкина Ирина Всеволодовна
Главный научный сотрудник Центра финансово-экономических решений в образовании
Итог
Дом – важный эко-социальный ресурс позитивного функционирования личности – поддержания благополучия и развития. Образ дома многослоен, в силу чего может оказывать поддерживающее влияние даже в отсутствие самого дома. Вклад домашней среды в показатели благополучия опосредован полом, возрастом и индивидуальными задачами развития.
Презентация семинара
Полная версия семинара
Изучение дома как ресурс - это интересная идея. Мы все так много знаем про дом, но что нового может сказать наука, когда деятели искусств, писатели и художники так много нам об этом рассказали. Сейчас мы мы посмотрели с точки зрения функциональности, релевантности и привязанности. В этом исследовании учтены все принципы: развития, дополнительности, системности, субъекта. Принцип развития говорит, что дом - это одно для ребенка, другое для подростка. Мы все знаем, что дом сложно устроен, дом - это часть улицы, часть района или же часть города.
А еще было бы интересно посмотреть на дом в логике отношений, которые задавал В.Н.Мяснищев, то есть как психическое выражение связей между субъектом и объектом. В них Мяснищев, как известно, выделял три компонента: эмоциональный, когнитивный и мотивационно-поведенческий. Это ближе всего к этому исследованию.
Нартова-Бочавер Софья Кимовна
Департамент психологии: Профессор