• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

В российской школе лучше девочкам

Девочкам комфортнее в начальных классах, чем мальчикам. Это чисто российская особенность: исследования в других странах показывали обратную картину. Об этих и других наблюдениях экспертов рассказала доцент Института образования ВШЭ Татьяна Канонир.

Вместе с коллегами, измеряющими психологические конструкты в образовании, они представили итоги исследования на сессии психологов и педагогов в Центральном доме ученых РАН.

У школьников ученые «замеряли» субъективное благополучие – то, насколько ребенок доволен школой, отношениями с одноклассниками и т.д.

Это первое в России лонгитюдное исследование субъективного благополучия учеников начальных классов. В нем участвовали более тысячи человек, из них 865 – в обеих «волнах». То есть, исследователи могли оценить, как меняется их восприятие в динамике – от третьего к четвертому классу.

 Татьяна Канонир рассказала о трех неожиданных выводах.

  • Уровень субъективного благополучия у девочек в России выше, чем у мальчиков. Во всех странах, где проводились такие же исследования начальной школы, всё наоборот. Почему у нас среда начальной школы более дружественна по отношению к девочкам? Это новый вопрос, на который исследователям еще предстоит найти ответ.
  • Субъективное благополучие школьников, как правило, связано с их академическими успехами. Кто лучше учится – тот лучше себя чувствует в школе. Впервые обратившись к начальной школе, ученые обнаружили, что здесь эта связь обнаруживается в гораздо меньшей степени. Для мироощущения младшего школьника еще не так важно, учится он на пятерки или на тройки.
  • Когда ребенок вступает в подростковый возраст, уровень его субъективного благополучия снижается. «Выправляется» его взгляд на мир примерно к восемнадцати годам. Объяснялось это возрастными изменениями и тем, что после младших классов школа усложняется: появляются множество новых предметов, учителей, резко возрастает нагрузка. Однако исследование Инобра показало, что удовлетворенность понижается у детей раньше – до того, как они покидают младшие классы и вступают в подростковый возраст.

Это интересно, потому что никаких серьезных средовых обстоятельств, которые могли бы на это повлиять, еще нет. И скорее всего, мы можем наблюдать естественную возрастную динамику. Мы использовали и наши инструменты, и адаптированные международные, и видим, что снижается именно удовлетворенность школой. Детям становится менее комфортно в школе, а отношения со сверстниками приобретают большее значение.

Канонир Татьяна
Заместитель директора аспирантской школы по образованию

Психометрики продолжают исследование. Осенью школьники, за которыми наблюдали несколько лет, перейдут в шестой класс, и тогда ученые планируют сделать третий «замер», который даст более полные данные. Проект имеет не только научное, но и практическое значение: эксперты дают учителям полезную обратную связь. Не сообщая ничего о конкретных школьниках, потому что это нарушало бы этические нормы, исследователи интерпретируют результаты для педагогов, чтобы помочь им создать более комфортную обстановку в классе.