• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Управление мобильной школой

Материалы спикеров управленческого трека онлайн-конференции «Один день из жизни мобильной школы. Экстренный переход в онлайн».
 

 Более 700 миллионов школьников и студентов во всем мире должны перейти сегодня на новый формат обучения. Для обсуждения этой «горячей» темы в виртуальном пространстве собрались сотни людей из разных концов нашей страны и даже со всего мира. 

Фрумин Исак Давидович
Научный руководитель Института образования

 «Мобильная школа» – гибкая, адаптирующаяся организация, способная в максимально короткие сроки перестраиваться под условия среды, сохраняя функционирование. 

7 шагов на пути к созданию «мобильной школы»:

  1. Анализ среды
  2. Организация процесса
  3. Визуальное взаимодействие
  4. Обратная связь
  5. Сотрудничество
  6. Вовлечение всех
  7. Гибкость и адаптивность
Киселева Наталия Александровна Учитель математики, TOP 50 Global Teacher Prize

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ВОПРОСЫ

Директорам школ необходимо руководствоваться рекомендациями, изложенными Министерством просвещения: разработать и принять локальный акт об организации дистанционного обучения. В нем важно предусмотреть правила коммуникации и бесконтактной работы обучающихся и преподавателей, а также право управляющего совета работать удаленно. Если в образовательную программу не включена фраза о возможности использовать дистанционные образовательные технологии при реализации учебного процесса, то необходимо восполнить этот пробел и добавить соответствующую норму. 

Продолжает действовать требование о сроках каникул: не менее 30 календарных дней в течение учебного года и не менее 8 недель в период летних каникул. Если сейчас принимается решение руководством школы о продлении каникул, то продолжительность последующих каникул должна быть сокращена. 

Янкевич Семен Васильевич, заведующий лабораторией образовательного права Института образования НИУ ВШЭ, канд.юрид.наук

В соответствии с требованиями СанПиН в режиме обучения онлайн продолжительность непрерывного использования компьютера, в том числе с жидкокристаллическими монитором, не может превышать 30 минут, в том числе для старшеклассников. Даже если у школы есть возможность реализации образовательной программы в полном объеме в онлайн-режиме, следует соблюдать эту норму. В случае необходимости Министерством просвещения предусмотрена возможность организации малых группы в образовательных учреждениях – до 12 детей. 

Школа должна обеспечить необходимыми электронными средствами обучения всех учащихся для реализации образовательных программ, но так как ситуация является внеплановой, бюджетных средств многим организациям недостаточно. Во многих сельских школах России до 20% школьников имеют в своем распоряжении компьютер и могут учиться дистанционно. Образовательные учреждения имеют право передавать в семьи для временного пользования свои компьютеры или мобильные планшеты с заключением договора. 

Ломов Алексей Иванович, заместитель главного редактора журнала «Практика административной работы в школе» Издательской фирмы «Сентябрь»

СТРАТЕГИЯ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Для того, чтобы переход на онлайн-обучение был максимально эффективным, надо сделать его общей задачей. Подростки и старшеклассники должны иметь возможность влиять на процесс и вносить коррективы. Важно сделать так, чтобы учащиеся общались друг с другом, чтобы появилась групповое взаимодействие в различным форматах. Школа не только должна не препятствовать этому общению, но поспособствовать его развитию. 

Все школы сейчас должны постараться обеспечить специализированные аудитории с технической поддержкой для преподавателей, которым сложно самостоятельно работать с онлайн-инструментами. Необходимо «цифровое кураторство» – наличие человека, который отвечает за техническое обеспечение онлайн-уроков и общую траекторию развития онлайн-образования. Старшеклассники таких направлений, как информатика, инженерия и математика, обладают достаточными компетенциями, чтобы сформировать сообщество «цифровых волонтеров», помогать с техническим обеспечением. 

Должна быть система «одного окна» – ресурс, который является точкой входа во все онлайн-платформы, где хранятся все материалы и задания, осуществляется обратная связь, публикуются объявления и важная информация. 

Три формата реализации дистанционного образования:

  • Онлайн-уроки. Проведение возможно на трех ключевых платформах: Microsoft Teams, Webinar и Zoom. 
  • Смешанное обучение. Видеоролики, записанные преподавателями, которыми могут пользоваться лицеисты. 
  • Самостоятельная работа. Задания и материалы, которые преподаватель дает учащимся.

Презентация Дмитрия Фишбейна (PDF, 128 Кб) 


Фишбейн Дмитрий Ефимович, директор Лицея НИУ ВШЭ

Управленческие решения при переходе в онлайн:

  • Собрание учителей для выявления потребностей в обучении;

  • Разделение учителей по уровням технологической подготовки – базовый и продвинутый;

  • Переход на единую образовательную платформу, с которой учителя уже умеют работать;

  • Мастер-классы для педагогов в определенное время в течение рабочего дня;

  • Психологическая поддержка преподавателей. 

 Щукина Вета Юрьевна, директор школы Перми

Готовность семей к переходу на дистанционное обучение

Степень вовлечения родителей в процессе обучения ребенка – максимальная в начальной школе и снижается при переходе в старшие классы. По данным опроса Mail.ru, до 70% родителей делают уроки вместе с детьми. 

Основная школа – наиболее сложный период для семьи, который сопровождается переходным возрастом ребенка и снижением мотивации к учебе. Особое внимание уделяется контролю использования гаджетов. 

У 90% школьников есть персональный смартфон или планшет, однако полноценный образовательный процесс можно организовать только с использованием компьютера или ноутбука. По данным Росстата, доля домохозяйств, у которых есть персональный компьютер составляет 77%. 

Презентация Ксении Павленко (PDF, 16.82 Мб) 

Павленко Ксения Викторовна, аналитик Центра исследования современного детства Института образования НИУ ВШЭ, канд. социол. наук

ОБЗОР ИНСТРУМЕНТОВ

Шаги по переходу на дистанционный режим обучения:

  • Оценка мощности интернет-канала, обеспечение достаточной скорости для работы учителей и систем, установленных на серверах внутри школы. Примерная норма скорости – 100 Мбит/с на 100 человек. В случае недостаточной скорости – обратиться к интернет-провайдеру для подключения дополнительного пакета интернет-трафика. 

  • Использование социальных сетей для взаимодействия с детьми. Например, Министерство просвещения рекомендует к использованию ВКонтакте, как безопасный ресурс по степени защиты персональных данных.

  • Рассмотрение всех возможных технических проблем и составление «путеводителя» по тому, что делать и к кому обращаться в случае возникновения форс-мажорных ситуаций. 

  • Организация мест доступа к различным информационным ресурсам для школьников и учителей, у которых нет возможности работать из дома. Необходимо обеспечить, с соблюдением всех мер безопасности, возможность приходить в школу и пользоваться устройствами, которыми оборудованы компьютерные классы. 

Молчанов Александр Сергеевич, основатель проекта «профессиональное электронное образование»

Управление педагогическим коллективом школы в цифровой среде

Обеспечение коммуникации сотрудников организации. Для учителей наиболее привычным инструментом удаленной работы остается электронная почта. Проведение видеоконференций позволяет частично компенсировать потери личного общения при переходе в онлайн. Многие рабочие вопросы проще решить в режиме живого общения, поэтому раз в несколько дней полезно проводить собрания с использованием видеосвязи.  

Проектное управление. Объединение учителей во временные коллективы, распределение обязанностей и назначение ответственных, установка сроков исполнения и напоминаний.

Совместная работа. Облачное хранение файлов на диске или сервере для общего пользования, календарь для планирования мероприятий и задач, ведение базы знаний организации для хранения материалов и нормативных документов. 

Презентация Ивана Карлова (PDF, 1.03 Мб) 

Карлов Иван Александрович, к.техн.н., руководитель лаборатории цифровой трансформации образования Института образования НИУ ВШЭ

Онлайн-экзамены и актуальный прокторинг

В любой сфере применения дистанционных экзаменов необходимо решать проблему верификации. По данным российских исследований, школьники списывают до 70% домашних заданий. Цель прокторинга – обеспечить максимально возможный уровень качества дистанционного обучения. Сейчас автоматические системы прокторинга работают с использованием искусственного интеллекта. Существует три основных типа: 

  • Автоматический режим: портал для проведения экзамена в автоматическом режиме отслеживает попытки списывания тестируемого. Система может идентифицировать пользователя, наблюдать за тем, чтобы он не покидал свое рабочее место, чтобы другой человек не подменял его или не стоял рядом и подсказывал. 

  • Асинхронный режим: после окончания экзамена с видеозаписью работает человек и дополнительно проверяет учащегося на попытки списывания. 

  • Синхронный режим: в процессе тестирования за учащимся наблюдает одновременно автоматическая система прокторинга и человек.

Презентация Марии Машкеевой (PDF, 1.20 Мб) 


Машкеева Мария, head of Client Relations в Examus
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

При переходе в онлайн необходимо адаптировать расписание уроков. Перед учителями стоит задача пересмотреть программу, определить, какие занятия можно сократить, чтобы дети проводили за компьютером допустимое СанПиН время. Такие уроки, как музыка и ИЗО теперь играют важную роль в онлайн-обучении – разгрузки и самодеятельности. Важно рассмотреть, что может быть добавлено в образовательный процесс – творческие, исследовательские, по-настоящему интересные проекты и задания. В расписании необходимо предусмотреть перерывы на обед и физические упражнения, которые можно также проводить в онлайн-режиме.

Презентация Елены Краевской (PDF, 558 Кб) 

Краевская Елена Борисовна, заместитель директора «Европейская гимназия», координатор MYP

С изменением формата обучения важно пересмотреть ожидаемые образовательные результаты. Сейчас для обучающихся критично развивать следующие навыки: 

  • Умение работать самостоятельно на протяжении длительного времени;

  • Самостоятельный и быстрый поиск информации;

  • Понимание, анализ информации;

  • Умение работать в группе;

  • Дистанционная презентация результатов работы. 

Презентация Леонида Наумова (PDF, 1.24 Мб) 

Наумов Леонид Анатольевич, первый заместитель генерального директора АО «Издательство «Просвещение», к. истор. н.

Согласованные действия участников образовательного процесса дают возможность для реализации межпредметных связей и проектов, что поможет снизить нагрузку на школьников. Накопленный социальный капитал показывает, насколько учебные дисциплины связаны и готовы сотрудничать между собой. 

Измерение эффективности работы педагогов в дистанционном режиме позволит отобрать те инструменты и подходы, которые будут использоваться в будущем. 

Ушаков Константин Михайлович, д.п.н., профессор НИУ ВШЭ. Основатель и руководитель «Издательская фирма «Сентябрь», главный редактор журнала «Директор школы»

Командное управление

Для того, чтобы определить наиболее эффективные управленческие инструменты – способы вовлекать и мотивировать сотрудников, необходимо понять, какого стиля реагирования придерживается каждый член коллектива. Существует 4 разных стиля реагирования – реализующий, инновационный, реактивный, консервативный. 

На формирование готовности команды к переменам влияют 4 фактора: валентность перемен (личная польза), целесообразность перемен, поддержка изменения руководством, самоэффективность. 

Наумцева Елена, организационный консультант Intend, модератор МШУ Сколково

Новая роль библиотеки

В настоящее время библиотека может брать на себя функцию информационно-методической поддержки педагогов, учеников и родителей по переходу на дистанционное обучение. Сотрудники библиотеки могут проводить онлайн и офлайн консультации по работе с цифровыми инструментами, курировать информационные ресурсы, создавать инструкции и проводить email-рассылки. 

Библиотека также может стать центром культурного досуга учеников. Благодаря ведению электронного читательского дневника, участию в проектах библиотеки, у школьников формируется навык медиа-информационной грамотности. 

Презентация Натальи Кубрак (PDF, 313 Кб) 

Кубрак Наталья Владимировна, заведующая библиотекой ГБОУ Школа № 1540 (ОРТ), аспирант МПГУ, дистанционный тьютор

«МОБИЛЬНАЯ ШКОЛА» ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 

Для семей, в первую очередь, встал вопрос о техническом обеспечении школьников: наличие компьютера, недостаточный интернет-трафик, слабая связь и проблемы с выходом в сеть. Ученики младших классов сталкиваются с трудностями в восприятии информации с использованием видеоконференций. Детям сложно смотреть на учителя и слушать его по видеосвязи более 5-7 минут подряд. У тех, кто способен удерживать свое внимание, возникает другая проблема – долгое нахождение у компьютера создает нагрузку на зрение и психику. 

Некоторые родители столкнулись с тем, что работодатель не дает возможность оформить больничный лист на период карантина, поэтому приходится искать варианты, с кем оставить ребенка дома. Сейчас еще в большей степени родители вынуждены выполнять функцию учителя. По таким предметам, как ИЗО, физкультура и труд, учителя стали задавать письменные задания. На время карантина имеет смысл упростить программу и оставить только базовые предметы. 

Презентация Шевченко Марианны (PDF, 641 Кб) 

Шевченко Марианна Евгеньевна, общероссийская общественная организация "Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей"(НРА), директор по развитию

 Наша главная задача – снижение уровня стресса для родителей, педагогов и всех сотрудников школы. 

Авдеева Людмила Игоревна 
Детский психолог, кандидат психологических наук, руководитель кафедры здоровья Гимназии им. Е.М. Примакова

Презентация Людмилы Авдеевой (PDF, 593 Кб) 


Время классической педагогики закончилось. Даже после возвращения в привычный режим учителя не смогут больше преподавать через принуждение, необходимо искать индивидуальные подход к каждому ребенку, чтобы удержать его внимание и интерес. 

Родители, которые перешли на семейную форму образования, сейчас могут выступать «методистами» для всей образовательной среды. Внутри семейного сообщества они накопили актуальные методики и открытые ресурсы. 

 Образование – это наше общее дело. В кризисные моменты необходимо строить горизонтальные связи. Сейчас особенно важна вовлеченность родителей в процесс обучения. 

Ковалева Татьяна Михайловна 
Доктор педагогических наук, проф., зав. лаб. индивидуализации и непрерывного образования Института непрерывного образования МГПУ, науч. рук. лаб. индивидуализации и тьюторства ТГУ, Президент Межрегиональной Тьюторской Ассоциации (МТА)