• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Обмануть меня не сможешь

Ребенок не всегда может прямо сказать, что ему плохо, его обидели. Но о проблемах способны рассказать его жесты и мимика. Можно ли учить педагогов «читать по лицам», например, на специальных курсах повышения квалификации? В будущем – почему нет? Это – только одна из прикладных сфер, в которых можно применять новую методику – изучение нюансов восприятия лиц и памяти на лица. В перспективе она способна решать и другие задачи в школе и не только, например – ее можно использовать при создании тестов.

Обмануть меня не сможешь

В Центре психометрики и измерений в образовании Инобра ее разрабатывает Анастасия Петракова – постдок, ранее защитившая PhD «по лицам» в Германии. Диссертация была написана на исследованиях немецких детей и подростков – в частности, о том, как и почему школьники по-разному воспринимают лица взрослых и ровесников. Предметом новых исследований станут российские дети.

Тема восприятия лиц разрабатывается в нескольких научных центрах мира, но в целом все еще остается экзотикой. Чаще всего ученые интересуются ею в сфере даже не психологии, а нейрофизиологии. Есть такое заболевание – прозопагнозия, нарушение узнавания. «Измерить» восприятие лица – это возможность диагностировать стадию болезни, контролировать ее течение. Вне медицины – методики пытаются использовать, например, для подготовки специалистов, работа которых связана с запоминанием внешности большого количества людей. Психoметрики Инобра считают, что эти техники можно и нужно развивать для образования.

Узнавание лиц – это один из важных социально-эмоциональных навыков детей, часть их невербального общения. Многое зависит от того, как они считывают информацию, насколько адекватно воспринимают эмоции. Допустим, посмотрел ли учитель строго или с одобрением. Или новый коллектив, новая школа: от того, насколько быстро ребенок может запомнить одноклассников, сопоставлять имя и лицо, зависит его адаптация.

Петракова Анастасия Владимировна
Научный сотрудник Центра психометрики и измерений в образовании

Пока психометрики Инобра рассматривают новую методику в контексте того, как она может усилить опросники для детей. Потому что вербальные технологии, на которых строится традиционный опрос, не совсем подходят для тех детей, которые еще плохо умеют читать, и в принципе несут печать «фактора социальной желательности». Ребенок говорит, подумав, – и часто с поправкой на то, что от него хотят услышать взрослые. Невербальные тесты позволяют добиться более искренней реакции.

Методика может быть перспективной в нескольких областях педагогики и психологии: доклад Анастасии Петраковой обсуждался в Институте психологии РАН, большой интерес к исследованиям проявляют коррекционные школы. В инклюзивном образовании умение «читать по лицам» может многое дать педагогам в работе с детьми с расстройствами социально-эмоциональных навыков – например, аутического спектра.