Обмануть меня не сможешь
В Центре психометрики и измерений в образовании Инобра ее разрабатывает Анастасия Петракова – постдок, ранее защитившая PhD «по лицам» в Германии. Диссертация была написана на исследованиях немецких детей и подростков – в частности, о том, как и почему школьники по-разному воспринимают лица взрослых и ровесников. Предметом новых исследований станут российские дети.
Тема восприятия лиц разрабатывается в нескольких научных центрах мира, но в целом все еще остается экзотикой. Чаще всего ученые интересуются ею в сфере даже не психологии, а нейрофизиологии. Есть такое заболевание – прозопагнозия, нарушение узнавания. «Измерить» восприятие лица – это возможность диагностировать стадию болезни, контролировать ее течение. Вне медицины – методики пытаются использовать, например, для подготовки специалистов, работа которых связана с запоминанием внешности большого количества людей. Психoметрики Инобра считают, что эти техники можно и нужно развивать для образования.
Узнавание лиц – это один из важных социально-эмоциональных навыков детей, часть их невербального общения. Многое зависит от того, как они считывают информацию, насколько адекватно воспринимают эмоции. Допустим, посмотрел ли учитель строго или с одобрением. Или новый коллектив, новая школа: от того, насколько быстро ребенок может запомнить одноклассников, сопоставлять имя и лицо, зависит его адаптация.
Пока психометрики Инобра рассматривают новую методику в контексте того, как она может усилить опросники для детей. Потому что вербальные технологии, на которых строится традиционный опрос, не совсем подходят для тех детей, которые еще плохо умеют читать, и в принципе несут печать «фактора социальной желательности». Ребенок говорит, подумав, – и часто с поправкой на то, что от него хотят услышать взрослые. Невербальные тесты позволяют добиться более искренней реакции.
Петракова Анастасия Владимировна
Научный сотрудник Центра психометрики и измерений в образовании
Петракова Анастасия Владимировна
Научный сотрудник Центра психометрики и измерений в образовании