• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Студенты спешат на помощь

Российские вузы активнее, чем иностранные, включились в организацию волонтерских движений, а студенты в форс-мажорной ситуации активно развивают свои профессиональные навыки. Об этом пишут научные сотрудники ВШЭ Юлия Скокова, Ирина Краснопольская и Ирина Корнеева в исследовании «Практики вузов по поддержке волонтерской деятельности студентов в период пандемии», которое подготовлено в партнерстве с Ассоциацией волонтерских центров и вышло в серии «Современная аналитика образования Express».

Студенты спешат на помощь

Бум волонтерства стал одним из главных ответов общества на коронавирусный вызов – по крайней мере, среди молодежи. По подсчетам социологов, почти четверть людей «студенческого» возраста в России имеют опыт волонтерской работы. Сейчас ряды волонтеров пополнились, а вузы стали одними из главных организаторов этой работы. Исследователи видят в этом российскую специфику. В других странах студенты мобилизуются на борьбу с коронавирусной угрозой чаще под эгидой международных студенческих организаций или в рамках неформальных инициатив. Университеты редко принимают в этом участие, сосредоточившись на научных и учебных вопросах. В России методические рекомендации для вузов по организации волонтерского корпуса выпустило Минобрнауки. Десятки университетов и их волонтерские центры присоединились к акции #мывместе или предложили свои проекты. Эксперты ВШЭ изучили наиболее интересные кейсы университетов из шести регионов.

Чаще всего студенты-медики помогают врачам – например, обрабатывают звонки, поступающие в «скорую помощь», или консультируют на горячих линиях. Студенты других специальностей, как правило, доставляют пожилым людям продукты. Массово распространилась практика поддержки волонтерами возрастных преподавателей своих вузов – не только бытовая, но и «цифровая». Студенты помогают своим преподавателям наладить онлайн-работу.

Среди других кейсов – психологические и правовые консультации, поддержка школьников при подготовке к ЕГЭ, консалтинг для предпринимателей и даже ветеринарная помощь: например, студенты Уральского аграрного университета помогают ухаживать за животными тем, кто заперт дома на самоизоляции. Вышка открыла Центр поддержки старшего поколения, в числе волонтерских услуг которого – дистанционные занятия йогой и иностранными языками для пенсионеров.

Авторы обращают внимание вузов на то, как важно «заодно» развивать и профессиональные компетенции студентов. Такие возможности есть сегодня не только для волонтеров-медиков, но и для юристов, психологов, студентов технических специальностей, потому что «цифровое волонтерство» – помощь старшим в освоении новых технологий – становится все более востребованной.

Читать  и скачать в формате pdf express-выпуск «Современная аналитика образования» №6 «Практики вузов по поддержке волонтерской деятельности студентов в период пандемии».