• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Меню

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Образование сложили, как пазл

Получить нужную профессию станет проще, если создать «конструктор» высшего образования и свободно комбинировать дисциплины одного или разных вузов. Кто-то выберет для себя один-два профильных курса, чтобы получить микростепени, а кто-то «соберет» полноценное образование. Такую модель предлагают эксперты Лаборатории образовательного права НИУ ВШЭ в работе «Кастомизация российского высшего образования через систему микростепеней», опубликованной в серии «Современная аналитика образования».

Образование сложили, как пазл

Особенность модели в том, что образовательную траекторию определяет соискатель, а не университет. Да, соискателем его называть корректнее, чем студентом – схема не предполагает поступления в вуз. С университетом – одним или несколькими – заключаются договоры о прохождении курсов. Студентам опция также доступна: можно включить в диплом курсы, которые пройдены в другом университете.

После успешной аттестации слушателю вручается соответствующий сертификат. Это может быть документ единого государственного образца, в идеале – цифровой, отраженный в общей базе для облегчения верификации. Слушатель может собрать несколько микростепеней под требования конкретной профессии – в таком случае речь идет о замене дополнительного профобразования. Либо может собирать степени под новую специальность с перспективой получить диплом. В таком случае нужно прикрепиться к вузу, который определит «набор» микростепеней и выпускную квалификационную работу.

Такая схема открывает путь к профессиональному образованию для множества мотивированных людей. Вузам она даст еще один источник дохода, потому что получение микростепеней будет платным. Преподавателей это мотивирует, потому что за их курсы соискатели будут «голосовать рублём». Пока это только предложение экспертов, но при поддержке профессионального сообщества, возможно, оно станет реальной перспективой для системы высшего образования в России.

Читать и скачать в pdf полный выпуск