Дефицит авантюризма, но больше осмысленности
Пандемия, конечно, нагнетает нервное состояние, но атмосфера занятий изменилась в лучшую сторону. Она стала почти домашней, когда все, может быть, и не в пижамах, но в удобных свитерах и футболках, в комфортной обстановке: если посмотреть на монитор, вряд ли даже получится найти преподавателя с первого раза. А начинаются занятия с небольших житейских диалогов, чего не было в офлайне. Разговор о самочувствии, о том, кто чем занят в изоляции – например, осваивает игру на гитаре или разбирает старые фотографии. Студенты спрашивают мнение преподавателя о чем-то, что не имеет отношения к предмету – просто как человека с бОльшим житейским опытом. Это становится почти общением на равных, и здорово, если такая атмосфера сохранится и после карантина. Когда на тебя не давит авторитет, ты спокойнее задаешь вопросы по предмету, охотнее «ходишь» на пары и делаешь домашнее задание. Симпатию демонстрирует и преподаватель, когда говорит, что с нашей группой ему удобнее работать из-за таких товарищеских отношений.
Конечно, это новое качество общения не только с преподавателем, но и друг с другом. Мы с одногруппниками видим друг друга на онлайн-лекции и стараемся чем-то компенсировать живое общение. Многие ставят необычные фоны – например, Эйфелева башня или джунгли: это способ разрядить обстановку. Обмениваемся сообщениями в общем чате параллельно с тем, как идет занятие – это могут быть и забавные ассоциации с темой пары, и просто какие-то шутки.
Теперь, когда в онлайн-формах общения стало даже больше, мы чувствуем, как сильно его качество отличается от живого. Когда видишь человека «живьем», его эмоции, то понимаешь многое и без слов. А в мессенджерах – даже если слова твоего собеседника честны, все равно не хватает ощущения человека, чтобы что-то понять. Моя подруга болела, но не хотела об этом говорить, и я не знала об этом целую неделю: только когда созвонились, узнала об этом по голосу.
То есть, переписываясь с людьми, ты не оцениваешь в комплексе их ситуацию – и это порождает некую отдаленность. Контраст особо понятен на фоне того, что мы слышим о жизни в общежитии. Одно из немногих мест, где сохранилось офлайн-комьюнити – там все еще можно свободно перемещаться по зданию, ходить друг к другу в гости. И те, кто там живет, по-новому ценят то, что вчера казалось рутиной: собираются, чтобы вместе поужинать или приготовить еду. Стали видны дефициты – например, дефицит авантюризма студенческой жизни.
В дистанте все, что не связано с учебой, проигрывает, а учебный процесс, наоборот, стал четче. Онлайн-формат отладил даже многие мелочи, на которые раньше не обращали внимания. Скорость ответа на сообщения, связанные с учебой, заметно превышает «доизоляционную». «Ускорились» и контрольные, потому что площадка online.hse.ru позволяет сразу сравнить ответы с ключами. Поэтому, чтобы мы не списывали, преподаватели четче организуют время на решение заданий. Впрочем, это не всем нравится, потому что уровень стресса на таких контрольных выше. Расписание стало более гибким, и в целом мы меньше зависим от учебного офиса и от каких-то формальностей. Если удобнее провести пару пораньше или попозже, а преподаватель согласен – это решается большинством голосов. Кстати, часто мы сдвигаем пары, чтобы решить проблемы тех иногородних студентов, у которых другой часовой пояс – то есть, это говорит не только о мобильности, но и о том, что все мы стали внимательнее друг к другу.
Некоторые особенности можно трактовать по-разному. Например, то, что теперь не получается перебивать друг друга на семинарах: все дожидаются своей очереди. С одной стороны, повысилась культура общения, с другой – дискуссия становится ограниченной. Кто-то предпочитает отмолчаться. Без офлайн-компоненты студенты не развивают навыки публичного выступления, участия в игровых форматах. Университет теряет свою роль в организации непринужденного социального нетворкинга.
Это зависит от студента, его мотивированности. Тем, кого можно назвать более агентным, сейчас легче: они могут немножко домысливать форматы самообучения, сами что-то читать, находить, и даже предлагать преподавателям новые формы – игры, дискуссии. Те, кто мотивирован хуже, чувствуют себя «брошенными»: они растеряны перед необходимостью организовать свою работу, разграничить личное и учебное время. У многих сбивается режим сна, растет прокрастинация.
Поэтому, наверное, и результат «онлайн-периода» окажется разным.
Те, кто умеет организоваться и быстро адаптироваться, не только справятся с текущими задачами, но и достигнут дополнительных целей – читать давно отложенные книги, слушать подкасты и даже заниматься спортом. Поэтому важный вывод о том, что нужно делать, когда пандемия закончится: надо специально развивать агентность студентов. Инициативность, предприимичивость, более смелое отношение к правилам, которые окружают в университете. Это во многом важнее, чем технологические аспекты онлайна, которые все обсуждают. Главный вопрос не в том, приведут ли технологии человека в светлое будущее, а в том, окажется ли человек достаточно умелым и инициативным, чтобы сделать мир лучше с помощью технологий.
Каким будет высшее образование после пандемии – прогнозировать сложно, но уже понятно, что это больше будет зависеть от самих студентов, чем от вузов. Вряд ли университеты захотят переводить обучение полностью в онлайн – это не выглядит отличной идеей, а соотношение онлайна и офлайна – вопрос не принципиальный. Главное зависит от нас: сейчас мы учимся проводить время более осознанно, в том числе – в будущем – в аудитории университета.
Стажер-исследователь Центра развития навыков и профессионального образования
Все новости автора