Онлайн-экзамены и никакого мошенничества
Первый путь – перейти к экзамену на компьютере без дистанционных форматов, и только потом – к онлайну. Его выбрали Австралия и Финляндия. Последняя продвинулась дальше всех: с 2019 года FME – аналог нашего ЕГЭ – проводится без бумажных носителей. Формат запускали через центры тестирования и компьютерные классы, но поскольку школьных устройств не хватало для всеобщих экзаменов, формат Bring-Your-Own-Device внедряли постепенно. Сейчас в Финляндии специальное ПО на время экзамена превращает ноутбуки учеников в автономные станции. Отдельно создана платформа, которая помогает готовится к экзамену.
Второй путь – постепенное «повышение ставок»: от онлайнизации менее значимых тестов к более значимым экзаменам, чтобы ученики и учителям успели привыкнуть. Таким путем пошли в Новой Зеландии. Онлайн-система тестирования чтения, математических умений и письма e-asTTle используется в половине школ, хотя ее начали вводить еще 20 лет назад. Страна не стремится быстрее перевести в онлайн крупные национальные и международные мониторинги, а также не оценивает школы и учителей в рамках отчетности.
Каким бы путем ни шли страны к онлайн-экзаменам, они вынуждены решать одни и те же проблемы, главная из которых – борьба с академическим мошенничеством. Эксперты Инобра называют четыре метода решения, которые можно сочетать друг с другом. Первый – это технология безопасных браузеров, как в Финляндии, второй – прокторинг, когда за сдающим экзаменом следят специалисты или искусственный интеллект. Этот метод остается самым эффективным, хотя и не самым психологически комфортным: эксперты оговаривают круг этических проблем и подробно разбирают систему прокторинга на американском экзамене MPRE, которая запрещает «пить, есть, жевать жевательную резинку или курить».
Но есть и другие перспективные методы. Это работа над «дружелюбностью» технических решений и процессов оценивания, чтобы стрессовая ситуация – например, когда учащийся плохо ориентируется в интерфейсе или не успевает – не толкала к списыванию и другим махинациям. Интересен и путь рандомизации вопросов: адаптивные алгоритмы и применение моделей современной теории тестирования позволяет создать множество равноценных вариантов экзамена. При наличии большой базы вопросов с проработанными психометрическими характеристиками можно создать уникальные тесты для каждого студента: списывать будет не у кого.
Опыт нескольких стран показывает, что введение системы онлайн-экзаменов обходится дорого, но достоинства быстро компенсируют расходы. Онлайн-форматы можно масштабировать, сделать более разнообразными, они дают богатый материал для анализа, но главное – повышается доступность экзамена, потому что географический фактор уже не играет роли.
Доклад «Опыт онлайнизации экзаменов в зарубежных образовательных организациях и системах» опубликован в серии «Современная аналитика образования Express»