QuaranTeens-2: Не видимся – и не беда?
В первом выпуске речь шла об отношении к учёбе. Теперь – поговорим со школьниками о том, как изменилось их общение. Своими наблюдениями делятся восемь человек в возрасте 14 – 17 лет, живущие в больших и малых городах Московской и Свердловской областей, а также в Москве и Рязани.
«Обниму первого встречного»
Дефицит живого общения подростки, конечно, переживают тяжело. В их возрасте это самое главное – источник впечатлений, переживаний, новых навыков. Поэтому о переживаниях и одиночестве говорят многие.
«Я человек, которому нужно общаться, не могу без этого. Мне нужно видеть людей, как-то обмениваться энергией и обниматься. С друзьями вообще не вижусь... Мне кажется, когда я выйду, то обниму первого встречного человека чужого» (17 лет, Екатеринбург).
«Скука у меня обычно от того, что мне не с кем общаться, один раз у меня все друзья разъехались, мама на работе, мне было не с кем общаться, и я реально умирала от скуки». (16 лет, Рязань).
Школа закрыта, торговые центры тоже. Именно там подростки общались и находили новые знакомства. Остаётся только с ностальгией вспоминать то, что вчера казалось рутиной.
«В школе это общение, друзья и какие-то планы после школы, а тут – не выходи из дома, вот четыре стены, ты сидишь и понимаешь, что всего этого не хватает». (15 лет, Москва) .
«Раньше мне нравилось ходить в торговый центр, потому что там было общение, всегда много людей, молодежи, ты можешь со всеми познакомиться... Не знаю, как я справляюсь... В интернете естественно, со многими общаюсь». (16 лет, Рязань).
Как онлайн справляется с заменой?
Онлайн беднее, чем живое общение, но другого выхода всё равно нет. Подростки и раньше активно общались в социальных сетях. С переходом на дистанционную учёбу спектр платформ и способов коммуникации – звонок, переписка, видеочат и т.д. – расширился.
«Мы переписываемся, иногда с кем-то созваниваемся, иногда проводим прямые эфиры в инстаграме... Конечно, в целом меньше стало общения. Но я отношусь к этому спокойно, потому что если хочу с кем-нибудь пообщаться, то пишу». (15 лет, Москва)
Тем, у кого есть общее хобби – спорт, компьютерные игры, больше приходится адаптироваться к новым условиям. Используя современные технологии, они стараются смоделировать ситуацию, приближенную к привычному общению где-нибудь «на полях» футбольного матча. Общение в школе, общение в команде – это разнообразит контакты
«Друзей по команде сильно не хватает, но мы играем по онлайну вместе иногда, треньки записываем, соревнуемся». (17 лет, Горетово, Московская область)
«Вечером я собираюсь со знакомыми, мы играем в игры вместе. А на уроках переписываемся с друзьями из класса, которые тоже на этом уроке». (14 лет, Москва)
Не хочу общаться – не общаюсь
Дефицит коммуникаций может иметь и позитивные стороны. Удаленный режим дает школьникам возможность выбирать не только платформы, но и самих собеседников. Это помогает избежать нежелательного общения с теми сверстниками, которых было трудно игнорировать в школе.
«Не надо никуда ходить, все можно сделать, не выходя из дома, не нужно общаться с людьми, с которыми я общаться не хочу». (14 лет, Москва).
«Скорее отдых, потому что сидишь дома, делаешь, что хочешь, можешь и ни с кем не контактировать». (15 лет, Москва).
Подростки стали ощущать меньше давления, возникающего в школе. Самоизоляцию они воспринимают как отдых от напряженной атмосферы, которая не нравилась им в офлайн-пространстве.
«Я больше, наверное, стрессовала, когда ходила в школу. Сейчас 10-й класс, нас уже готовят к ЕГЭ. Естественно, нас каждый раз запугивали – «вот, вы ничего не сдадите, надо учить...» Сейчас я, конечно, готовлюсь к ЕГЭ по русскому, по математике, на такой начальной стадии, но мне легче делать это дома». (16 лет, Рязань).
Hi, I’m from Russia
Есть и другие положительные последствия изоляции. Некоторые подростки проводят время в онлайн-сообществах и на сайтах, где знакомятся с новыми людьми. Если в офлайне круг общения у многих ограничивался школой и двором, то здесь удается создавать и укреплять другие социальные связи сформировавшиеся вне школы - как со старыми друзьями в интернете, так и с новыми приятелями.
«Мои друзья не учатся в нашей школе, в школе друзей у меня вообще нет, поэтому я общаюсь через интернет с ними, в основном. Так что, наоборот, я с друзьями стала больше общаться, чаще переписываться». (14 лет, Москва).
«Есть такой сайт, короче, там можно переписываться с англичанами, и это на самом деле очень интересно, оказывается. То есть, ты можешь спросить у него что-то про его страну, он спрашивает у тебя». (16 лет, Рязань).
А если это любовь?
У большинства наших собеседников не было романтических отношений на момент исследования, поэтому картина здесь пока неполная. Вероятно, для общения с теми, кто симпатичен, переход на онлайн-платформы не представляет трудности.
«У меня серьезных отношений нет, так, девушки в компании. С кем-то мутим, видимся часто. Есть еще одна, но мы с ней и так никогда не виделись вживую, так, переписываемся». (17 лет, Горетово, Московская область)
Если отношения уже есть, то большую роль играет позиция родителей, поскольку любые очные встречи идут вразрез с необходимостью соблюдать режим изоляции.
«Ничего не изменилось, потому что отец отпускает меня в гости к моей девушке, и я ему за это очень благодарен». (17 лет, Михайловск, Свердловская область).
Фокусируемся на полезном
Не видеться с друзьями – очень грустно, но нужно приспосабливаться и использовать это время с пользой. С переходом на дистанционный формат подростки стали прибегать к поиску разных форм общения, расширять социальные связи и укреплять отношения. Стоит попытаться взглянуть на это как на новые возможности, а когда изоляция закончится – не растерять полезные связи.
Но нельзя утверждать, что у всех этот процесс протекает с небольшими потерями. В нашу выборку попали подростки, имеющие доступ в интернет и готовые поделиться своим опытом проживания в самоизоляции. Важно понимать, что другим подросткам эта ситуация может даваться тяжелее.
Надежда Озорнина, Полина Ефимова, Николь Тимошенко — стажеры Центра исследований современного детства,
Александра Бочавер — научный сотрудник Центра исследований современного детства.
Центр исследований современного детства: Научный сотрудник
Все новости автора
Центр исследований современного детства: Стажер-исследователь
Все новости автора
Центр исследований современного детства: Стажер-исследователь
Все новости автора