Студентам нужно подумать
Об этом пишут эксперты Института образования Анна Гармонова и Дарья Щеглова. Они обобщили данные исследования студентов 19 университетов из 16 регионов, проведенного в рамках проекта «Рождение российской магистратуры» при поддержке фонда Владимира Потанина. Доклад «Образовательные стратегии и профессиональные ориентиры современных российских магистрантов» опубликован в серии «Факты образования».
Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году, после чего нормативные изменения начали происходить очень интенсивно – но, как отмечают эксперты, это «не свидетельствует о реформе образовательного процесса с содержательной точки зрения». Оказалось, что несмотря на то, что прошло больше 15 лет, сегодняшние студенты российских вузов в большинстве своем мало знают, что такое Болонский процесс, скорее негативно относятся к реформе и слабо пользуются ее возможностями. Почти 80% из тех, кто идет после бакалавриата в магистратуру, выбирают тот же вуз. Из них 45% учатся дальше по той же специальности, а 31% – по смежной.
Большинство из тех, кто поступил в магистратуру сразу после бакалавриата, объяснили это желанием больше зарабатывать и получить новые карьерные перспективы. Причем, респонденты связывают это не с новыми знаниями, а с возможностью работать параллельно с учебой и раньше выйти на рынок труда. Студенты почти единодушны в том, что работодателю важнее опыт работы, «а не то, магистр ты или нет».
Совсем другая картина – в рядах тех, кто сделал перерыв между бакалавриатом или специалитетом и магистратурой. Большинство из тех, кто брал паузу 2 – 3 года и более, пришли в магистратуру для саморазвития или чтобы изменить образовательный трек: большинство из них учится на другой или смежной специальности.
Эксперты делают вывод, что российским магистрантам необходимо время, чтобы осмыслить стратегию своей карьеры. Самой магистратуре желательно расширить «меню» навыков и компетенций, которые студент может выбрать сам. И бакалавры, и магистранты ориентированы на быстрый выход на рынок труда с более высоких стартовых позиций, что необходимо учитывать в планировании дизайна образовательных программ магистратуры.
Полный текст исследования можно прочитать и скачать в формате pdf здесь: https://clck.ru/NcNnB