• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

QuaranTeens-3: В Москве скучнее, чем в деревне

Всё как у взрослых, только ещё труднее, потому что не все научились организовать своё время. Одни ищут новые хобби, другие тратят время на ленту соцсетей и сериалы Центр исследований современного детства продолжает изучать жизнь подростков на самоизоляции. Эксперты побеседовали с подростками 14 – 17 лет о том, чем они занимаются после уроков и удается ли им адаптировать свои увлечения к новым условиям.

QuaranTeens-3: В Москве скучнее, чем в деревне

Хочется выйти на улицу просто так

Серьезные ограничения для жителей больших городов оставляют немного вариантов досуга и делают жизнь более однообразной. Грань между буднями и выходными размывается, и становится ясно, что именно перемещения в пространстве позволяли почувствовать между ними разницу. Подростки в самоизоляции жалуются на то же, о чем говорят начинающие фрилансеры, которые либо не в состоянии переключиться с работы на досуг, либо, наоборот, не могут начать работать без внешних мотиваторов.

«Мне иногда хочется выйти на улицу не в магазин, а просто так... Люблю ходить в кинотеатры, но их закрыли, поэтому на выходных я делаю то же, что и в будни». (14 лет, Москва).

В маленьких населенных пунктах повседневная жизнь, вероятно, изменилась слабее, и тревога по поводу эпидемии у респондентов там проявляется меньше. Они сталкиваются с рассогласованием между всеобщими инструкциями по безопасности и реальным поведением жителей сильнее, чем жители мегаполисов. 

«В Можайск ездить нельзя, гулять типа тоже нельзя, но на это всем плевать». (17 лет, Горетово, Московская область).

«Мы ходим друг к другу в гости и иногда пересекаемся на улице, когда ходим в магазины». (17 лет, Михайловск, Свердловская область).

Играю на трубе и страдаю фигнёй

Теперь подростки уже не могут потратить свободное время на поход в торговый центр или в кафе, поэтому пробуют самостоятельно структурировать свой день и искать способы разнообразить будни. Обычно они посвящают первую половину дня выполнению заданий, а после обеда свободны.

Во-первых, после школы наступает время самообразования: онлайн-курсы, спорт, музыка, иностранные языки и прочее. 

«Я учусь мотоциклы чинить по ютубу. Там парням в гаражи мужики отдали старый мотоцикл, типа поедет – будет ваш».(17 лет, Горетово, Московская область).

«Прочитала «Евгения Онегина» за один день... Обычно просто всякие новые темы разбираю по разным предметам». (15 лет, Москва)

«Я сейчас занялась немножко английским, учу слова, вспоминаю язык».(16 лет, Рязань)

Во-вторых, это время на развлечения – фильмы, сериалы, фанфики, компьютерные игры.

«Я просыпаюсь к 10, потом нам присылают задания, я их делаю, вечером сажусь играть или скролю ленту». (17 лет, Михайловск, Свердловская область).

«В основном я, действительно, страдаю фигней: пообщалась с гугл переводчиком на шифре, посмотрела сериал и кажется всё». (14 лет, Москва).

Школьники пытаются чередовать учёбу и развлечение:

«Смотрю что-нибудь по интересным темам в плане уроков… Онлайн-занятия по разным предметам, но не от школы, а те, которые мне самому интересны. Потом музыка – я на трубе играю... Могу видео какие-то посмотреть на ютубе, даже телевизор посмотреть, а может, просто посидеть, там, почитать». (15 лет, Москва).

В поисках пользы

Подростки стараются извлечь пользу из вынужденного пребывания дома:

«Мне кажется, что если уж мы все сидим дома, то нужно этим пользоваться. Порешать задачи, поготовиться к олимпиадам, что-нибудь новое сделать, выучить язык». (15 лет, Москва)

«Круто, что можно под школу не подстраиваться. Можно сделать то, что давно хотел, научиться, разобраться, порядок навести».(17 лет, Горетово, Московская область).

Они открывают для себя новые формы досуга или возвращаются к старым, утерянным хобби, хотя делают это иногда со стыдом, ориентируясь на «взрослые оценки» и обесценивая собственную творческую деятельность. 

«Я вспомнила, как вязать. Сижу, вяжу, успокаиваю нервы. Ну и еще я начала снимать видео в TikTok – по-моему, это деградация головного мозга пошла». (17 лет, Екатеринбург).

Хуже всего без спорта

Однако не все хобби удается сохранить в привычном формате, в особенности это касается занятий спортом. Отсутствие физической активности дается подросткам тяжело, делает невозможным достаточно часто менять вид деятельности и переключаться.

“Тренировок нет никаких вообще. Я не могу пойти в баскет поиграть, это единственное, что давало мне возможность отдохнуть” (17 лет, Михайловск, Свердловская область).

При этом ребята стараются сохранить занятия всеми возможными способами – организуя тренировки самостоятельно или выполняя нужные упражнения. 

“Я играю в хоккей, футбол. Тренировки прекратились. Только сам в футбол с друзьями гоняю, но это не то. Тренер звонит, говорит – бегать, упражнения, там, делать, отрабатывать. Я делаю” (17 лет, Горетово, Московская область).

“Ну я, естественно, скучаю по коллективу, а так – дома иногда занимаюсь. У нас же типа свой курс, каждый раз мы приходим и у нас одни и те же упражнения, и я стараюсь их пройти сама” (16 лет, Рязань).

 

Приходится действовать самим

В целом можно сказать, что подростки достаточно быстро, хотя и не без труда, смогли приспособиться к новым условиям и сохранить многие виды повседневных активностей. Некоторые хобби достаточно легко поддались переносу в онлайн, а другие виды деятельности, как, например, занятия спортом, с трудом удается адаптировать. Всё это становится предметом постоянной рефлексии подростков: они критично относятся к ситуациям, когда не могут организовать своё время, и понимают, что здесь приходится полагаться только на себя. Переосмысливая досуг, многие делают шаг к саморазвитию и дополнительному образованию. Несмотря на множество положительных сторон, важно понимать, что у других подростков, которые не вошли в выборку исследования, адаптация хобби к условиям самоизоляции может проходить с большим трудом.

Надежда Озорнина, Полина Ефимова, Николь Тимошенко — стажеры Центра исследований современного детства, 
Александра Бочавер — научный сотрудник Центра исследований современного детства.