• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Вузы в шторме

Кампусы придётся немедленно закрыть: эта новость, прозвучавшая в середине марта, стала потрясением для всей системы высшего образования. Может, она и не была внезапной: в Россию пришла пандемия коронавируса, а в январе-феврале очные занятия прекратили вузы Китая и Европы. Но мало кто верил, что в такой ситуации удастся мгновенно перевести весь учебный процесс в онлайн. То, что происходило в конце марта – начале апреля в российских вузах, эксперты ВШЭ назвали «Штормом первых недель». Так названо исследование, подготовленное аналитиками Института образования при участии коллег из Минобрнауки, вузов и других организаций. Оно издано в серии «Современная аналитика образования».

Вузы в шторме

© Adriana Zehbrauskas, The New York Times, Redux

Опыт «стресс-теста», как определил те события министр Валерий Фальков, во многом определит новую реальность и будущее высшего образования в России: система трансформировалась в короткий срок. Как именно и насколько успешно – предстоит осмыслить. Эксперты Инобра ставят и отвечают на четыре главных вопроса: как реагировал остальной мир на вызов пандемии, что сделали российские вузы, как восприняли эту ситуацию преподаватели и студенты, и оказалась ли готова инфраструктура учебных заведений.

Исследователи разобрали федеральные решения, которые принимались в мартовские дни, и практики отдельных вузов. Помогли ли им существовавшие онлайн-платформы, и в какой мере университеты могли обойтись своими силами при переходе в онлайн. Интересным опытом, который также оказался в фокусе внимания, стала волонтерская помощь студентов вузов по различным направлениям деятельности. Студенты многих университетов описали в рамках исследований, как приходилось учиться в первые недели, дали оценку работе и преподавателей, и администраций, и техническим сервисом. О своих проблемах, надеждах, вопросах рассказали и педагоги.

Такая масштабная работа и сбор данных были бы невозможны без участия рабочей группы Минобрнауки России, кооперации с исследователями из МИРЭА, Университета ИТМО, УрФУ, РАНХиГС, ТГУ, Mail Group и Ассоциации волонтерских центров.  

Решения первых недель – это разные практики, которые  апробировались и запускались на местах "с колес”, кейсы, многие из которых помогут вытянуть высшее образование из неизбежного «поствирусного» кризиса.

Исследование «Шторм первых недель: как высшее образование шагнуло в реальность пандемии» можно читать и скачать в формате pdf здесь.