• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Потери от пандемии составят 30-50% знаний от накопленных за прошедший учебный год»

На вторничном семинаре состоялось обсуждение потерь в качестве образования, связанных с пандемией, и подходов к их оценке. С докладами выступили Роман Звягинцев, научный сотрудник Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского, и Тигран Шмис – старший специалист в области образования Всемирного банка.

«Потери от пандемии составят 30-50% знаний от накопленных за прошедший учебный год»

Еще месяц назад 90% учеников мира не посещали школы, теперь их число достигает 1,2 млрд или 72%, по статистике ЮНЕСКО. Швеция и Беларусь – официально не останавливали образовательный процесс в связи с пандемией. Однако последние данные показывают, что 70% детей в Беларуси остаются дома. Сегодня 20 стран начинают постепенно открывать школы. 

В Европе и Центральной Азии – в этих регионах больше всего стран возобновляют работу системы образования. В середине апреля там остановился учебный  процесс для 185 млн детей, из которых 22 миллиона - за чертой бедности. Ущерб из-за недополучения знаний эквивалентен потере до шести месяцев обучения. Еще треть учебного года будет потеряна в связи с летними каникулами. 

Закрытие школ затронуло 85% детей в мире. Отрицательные последствия для здоровья и безопасности связаны с ухудшением питания, психическим состоянием, возможным повышением уязвимости к насилию и другим угрозам. Экономические результаты скажутся на росте доли тех, кто прекратил обучение в школе. По оценкам Всемирного банка, под угрозой окажется частное образование. Число частных школ во многих странах заметно сократится. Кроме того, оценивается воздействие кризиса на результаты PISA – в зависимости от того, как долго дети отсутствовали в школе, потеря от среднего результата составит 6-7 баллов. В целом, ситуация сопровождается ростом неравенства и нестабильностью систем, в том числе – политических. 

Меры стран по компенсации образования 

Если в странах Европы и Центральной Азии преобладают онлайн-технологии, то, например, в Америке распространено использование бумажных носителей. Довольно существенную роль во всех странах играет телевидение. Объем онлайн-технологий в образовательном процессе зависит от среднего уровня доходов. В бедных странах образование реализуется в комбинированной форме с использованием онлайн-решений и телевидения, или с помощью радиовещания. Будущие потери эквиваленты 13% ВВП США - это триллионы долларов. Чем богаче страна и выше человеческий капитал, тем больше потери. Считается, что в России уделяют мало внимания развитию человеческого капитала, поэтому в этой части потери будут сравнительно меньше.

Тигран Шмис, руководитель образовательных проектов,
старший специалист в области образования Всемирного банка

Прогнозирование эффекта от пандемии на качество образования

Прогноз потерь от пандемии основан на исследованиях того, сколько знаний школьники теряют за лето – summer learning loss. Также при построении прогнозов используются данные квази-экспериментальных исследований, которые были проведены в ситуациях планового или внепланового закрытия школ и пропуска школ учащимися. Закрытие школ нельзя напрямую приравнять к переходу на дистанционное обучение, но экстраполяция результатов исследований позволяет дать косвенные оценки потерь от пандемии. 

Исследования показывают, что, в среднем, недополучение знаний за лето эквивалентно 0,25 года обучения. Школьники из семей со средним и высоким социально-экономическим статусом, наоборот, приобретают за счет дополнительного образования и занятий с репетиторами. Образовательное неравенство увеличивается. Последствия имеют кумулятивный эффект, в итоге разница в достижениях за летний период может увеличиваться до 2 лет обучения. Потери от пандемии, в среднем, составят 30-50% знаний, накопленных за прошедший год. Показатели будут выше для детей из неблагополучных семей, тех, у кого нет возможности для дистанционного обучени 

Исследований по оценке потерь в образовании показывают: если школа закрыта на 20 дней, то на 10 % увеличивается число учеников, которые проваливают тест. По данным исследований эффекта абсентеизма, 10 дней пропуска школьных занятий могут привести к потерям до 50% накопленных за год результатов. Продление учебного года на те же 10 дней не приводит к сравнимому увеличению баллов, что нужно учитывать при планировании программ интервенции и выхода из кризиса. 

Звягинцев Роман Станиславович, научный сотрудник Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского

Считая потери, было бы хорошо увидеть и приобретения за счет экономии времени на ненужные усилия и достижение ненужных результатов. Увидеть, какие новые возможности открылись для того, чтобы менять систему образования, использовать больше современных коммуникационных и игровых технологий. 

Абанкина Ирина Всеволодовна
Главный научный сотрудник Центра финансово-экономических решений в образовании

Презентация Р. Звягинцева (PDF, 1.41 Мб)

Презентация Т. Шмис (PDF, 3.06 Мб) 

Видео семинара