• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Онлайн без паники

Массовые онлайн-курсы не уступают вузовским лекциям и семинарам по образовательным результатам, если их правильно организовать. Но барьер все-таки есть – психологический. Об этом сообщают исследователи Центра социологии высшего образования Инобра ВШЭ. Вместе с коллегами из Уральского федерального университета они провели эксперимент в трех университетах Поволжья – сравнивали форматы обучения для 325 человек, образовательные результаты и субъективное восприятие разных типов курса самими студентами. Важно, что эксперимент проводился еще накануне пандемии: если даже «в мирных условиях» онлайн-курсы почти не уступают традиционным, то опыт вынужденного дистанта тем более добавит онлайну очков, потому что это перестанет быть непривычным форматом.

Онлайн без паники

Массовые онлайн-курсы уже переживали всплеск всеобщего энтузиазма. Это было примерно десять лет назад, вскоре после того, как новый формат опробовали в Канаде. Тогда уже звучали мнения, что это – альтернатива университетам: любой человек из любой точки мира может пройти курс у именитого профессора. Но позже оптимизм угас: исследователи обнаружили, что доля проходящих онлайн-курсы до конца значительно меньше, есть дефицит общения студента с преподавателем и вообще обратной связи, а неравенство частично сохраняется.

До пандемии в России были отдельные эксперименты, когда онлайн-курсами заменялась часть очных, но это оставалось на уровне частных инициатив отдельных вузов и педагогов. Исследование, которое эксперты Инобра провели со студентами инженерных специальностей, показало, что образовательные результаты онлайн-, офлайн и смешанных курсов почти не отличаются. Но к ним по-разному относятся студенты. Они менее удовлетворены онлайном, им кажется, что в таком виде курс сложнее, а в качестве желаемого в анкетах преобладал традиционный или смешанный формат. Решение проблемы, которое эксперты советуют вузам – повышение мотивации студентов учиться в онлайн, развитие навыков саморегуляции и дистанционной работы. Впрочем, последнюю задачу отчасти решает карантин: волей-неволей пришлось привыкать к новому формату.

Каковы факторы на успешного прохождения студентом онлайн-курса? Исследователи выделили несколько. Прежде всего, внешний мотив – например, необходимость получить оценку, предъявить результаты обучения университету. Среди тех, кто шел на онлайн-курс не за оценкой, а ради самосовершенствования и интереса к теме, доля не получивших положительную оценку – 49% и 55%. Еще один фактор — время, которое студент тратил на подготовку: более успешен тот, кто готовится в ходе онлайн-курсов не менее двух часов в неделю. Также важную роль играет способность студента организовать свое рабочее пространство, время и склонность к рефлексии.

Пандемию эксперты назвали возможностью для того, чтобы вузам оценить свою готовность, разобрать ошибки, подготовить стратегии – и активно внедрять онлайн-курсы уже в спокойной обстановке.

Полный текст доклада «Онлайн без паники. Модели и эффективность внедрения массовых онлайн-курсов в российских университетах», вышедшего в серии «Современная аналитика образования Express», можно прочитать и скачать в pdf здесь