• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Меню

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Вузы сдали «стресс-тест»

Высшее образование справилось с крупнейшим вызовом за последние десятилетия. Подавляющему большинству вузов удалось перестроить свою работу так, чтобы студенты могли учиться во время пандемии. Но нужно учесть ряд уроков и развивать комбинированную модель обучения: опыт форс-мажора показал, что она может быть более эффективной. К такому выводу пришли экспертные группы из 13 университетов – на Общественном совете Минобрнауки был представлен их доклад «Уроки «стресс-теста»: вузы в условиях пандемии и после нее». Важную роль в его подготовке сыграли сотрудники Инобра – Олег Лешуков, Иван Карлов, Александр Клягин, Иван Груздев, Евгений Терентьев.

Вузы сдали «стресс-тест»

Отслеживать и анализировать, как высшее образование справляется с ЧП, предложили министр Валерий Фальков и ректоры ведущих университетов – эта работа началась в марте, одновременно с тем, как вузы срочно переходили в онлайн. В частности, силами Вышки и ее партнеров удалось опросить более 35 тысяч студентов и проанализировать цифровую инфраструктуру 90% высших учебных заведений. Семь разделов доклада позволяют отследить, как менялось восприятие ситуации и оценки действий вузов со стороны студентов и преподавателей, какой опыт можно назвать успешным и масштабировать, а что считать проблемными зонами.

«Стресс-тест» вузы сдали, – заключают эксперты: этому помогла оперативная мобилизация, расширение горизонтальных связей и поддержка от Минобрнауки. Но вместе с тем пандемия выявила чрезмерную негибкость и жесткость образовательного процесса. Цифровых инструментов и ресурсов, методических решений пока недостаточно для того, чтобы комбинированный формат учебы был комфортным для студентов и преподавателей. Нужны доказательные исследования того, как работают новые технологии, а вузовские педагоги нуждаются в повышении квалификации. Нужно трансформировать и управление университетами – расширять полномочия наблюдательных советов и менять подходы контрольно-надзорных органов.

«Опыт трех месяцев создал «окно возможностей» для следующего шага развития высшего образования. Он показал, что есть проблемы и задачи, которые не могут быть решены без цифровых техно­логий. Большинство преподавателей и сту­дентов показали, что способны работать в новом режиме. Однако всем очевидны его ограничения. Накопившаяся усталость создает риски «отката» системы к доцифровому формату. В этом контексте критически важным становится извлечение уроков из на­копленного сложного опыта», – заключают авторы доклада. Эта работа уже идет: осенью редакционная группа, в которую входят и представители Института образования, планирует выпустить новый доклад, в котором на основе уроков пандемии представят идеи перспективных направлений развития для высшего образования.

Полный текст «Уроков «стресс-теста» можно прочитать здесь. Ряд материалов, которые легли в основу доклада, опубликован в исследовании «Шторм первых недель», которое вышло в серии «Современная аналитика образования»