• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Дети с удовольствием идут в первый класс и с ненавистью – в четвертый

Вторничный семинар Института образования был посвящен проблеме субъективного благополучия детей в школе. Психометрики озвучили результаты исследований — как меняются самочувствие и переживания школьников в разном возрасте, и представили инструмент, с помощью которого можно делать такие измерения. Возможно, новые данные позволят поставить вопрос о другой логике деления школы на начальную и основную.

Дети с удовольствием идут в первый класс и с ненавистью – в четвертый

На семинаре выступили эксперты Центра психометрики и измерений в образовании Института образования ВШЭ.

 

Сегодня на первый план наряду с академическими результатами и навыками 21-го века выходит благополучие школьников. Оно находится в центре внимания исследователей во многих научных областях, отсюда и разные подходы к его определению. Мы определяем его как «субъективную веру человека в то, что его жизнь приятна и хороша».

Канонир Татьяна
Доцент Департамента образовательных программ

 

 Как измерить благополучие

Чтобы обеспечить благополучие учащихся, нужен инструмент для его мониторинга и оценки с учетом школьного контекста. Татьяна Канонир, Денис Федерякин и их соавторы разработали модель, которая включает несколько факторов: 

  • Удовлетворенность школой
  • Дружеские отношения со сверстниками как индикатор адаптации ребенка в школе: сотрудничество и опыт переживания враждебности
  • Физическое благополучие (здоровье).

Результаты опроса четвероклассников 

Считается естественным, что в подростковом возрасте у детей снижается уровень благополучия. Возможность измерить и предсказать такие периоды позволит вовремя поддержать их. 

Эксперты зафиксировали снижение уровня благополучия при переходе из третьего в четвертый класс, а вот изменений в отношении со сверстниками не наблюдается. Опрос также показывает, что девочки относятся к школе лучше, чем мальчики. В свою очередь, мальчики чаще сталкиваются в школе с враждебностью по отношению к себе.

 

При переходе в четвертый класс у детей отмечают развитие рефлексивности и критического мышления: ребенок становится более требовательным и к себе, и к к окружающим его условиям. 

Обухов Алексей Сергеевич
Ведущий эксперт Центра исследований современного детства

 

 Оказалось, что дети, которым трудно решать даже простые математические задания, чаще сталкиваются с враждебностью и намного реже сотрудничают с одноклассниками. У них низкий уровень удовлетворенностью школой. У детей с высокими математическими способностями тоже низкий, но по другим причинам. 

Период адаптации пятиклассников при переходе из начальной сопровождается значимым повышением уровня субъективного благополучия детей. К ребенку относятся как к взрослому, его поддерживают и родители, и школа, оказывают психологическую поддержку. В шестом классе уровень благополучия снова начинает снижаться.

Фомина Татьяна Геннадьевна
К.п.н., ведущий научный сотрудник лаборатории психологии саморегуляции Психологического института РАО

Результаты позволяют поставить вопрос об изменении структуры школьной системы с ее делением на уровни – начальную и основную школу. Это возможность сделать более гибкими переходы с учетом всплесков субъективной удовлетворенности.

Абанкина Ирина Всеволодовна
Главный научный сотрудник Центра финансово-экономических решений в образовании

Дети с удовольствием идут в первый класс и с ненавистью – в четвертый, эта закономерность сохраняется много лет. Но что за этим стоит, мы пока не знаем – нет ни количественных, ни качественных исследований.

Болотов Виктор Александрович
Научный руководитель Центра психометрики и измерений в образовании