Дети с удовольствием идут в первый класс и с ненавистью – в четвертый
На семинаре выступили эксперты Центра психометрики и измерений в образовании Института образования ВШЭ.
Сегодня на первый план наряду с академическими результатами и навыками 21-го века выходит благополучие школьников. Оно находится в центре внимания исследователей во многих научных областях, отсюда и разные подходы к его определению. Мы определяем его как «субъективную веру человека в то, что его жизнь приятна и хороша».
Как измерить благополучие
Чтобы обеспечить благополучие учащихся, нужен инструмент для его мониторинга и оценки с учетом школьного контекста. Татьяна Канонир, Денис Федерякин и их соавторы разработали модель, которая включает несколько факторов:
- Удовлетворенность школой
- Дружеские отношения со сверстниками как индикатор адаптации ребенка в школе: сотрудничество и опыт переживания враждебности
- Физическое благополучие (здоровье).
Результаты опроса четвероклассников
Считается естественным, что в подростковом возрасте у детей снижается уровень благополучия. Возможность измерить и предсказать такие периоды позволит вовремя поддержать их.
Эксперты зафиксировали снижение уровня благополучия при переходе из третьего в четвертый класс, а вот изменений в отношении со сверстниками не наблюдается. Опрос также показывает, что девочки относятся к школе лучше, чем мальчики. В свою очередь, мальчики чаще сталкиваются в школе с враждебностью по отношению к себе.
При переходе в четвертый класс у детей отмечают развитие рефлексивности и критического мышления: ребенок становится более требовательным и к себе, и к к окружающим его условиям.
Обухов Алексей Сергеевич
Ведущий эксперт Центра исследований современного детства
Оказалось, что дети, которым трудно решать даже простые математические задания, чаще сталкиваются с враждебностью и намного реже сотрудничают с одноклассниками. У них низкий уровень удовлетворенностью школой. У детей с высокими математическими способностями тоже низкий, но по другим причинам.
Период адаптации пятиклассников при переходе из начальной сопровождается значимым повышением уровня субъективного благополучия детей. К ребенку относятся как к взрослому, его поддерживают и родители, и школа, оказывают психологическую поддержку. В шестом классе уровень благополучия снова начинает снижаться.
Фомина Татьяна Геннадьевна
К.п.н., ведущий научный сотрудник лаборатории психологии саморегуляции Психологического института РАО
Результаты позволяют поставить вопрос об изменении структуры школьной системы с ее делением на уровни – начальную и основную школу. Это возможность сделать более гибкими переходы с учетом всплесков субъективной удовлетворенности.
Абанкина Ирина Всеволодовна
Главный научный сотрудник Центра финансово-экономических решений в образовании
Дети с удовольствием идут в первый класс и с ненавистью – в четвертый, эта закономерность сохраняется много лет. Но что за этим стоит, мы пока не знаем – нет ни количественных, ни качественных исследований.
Болотов Виктор Александрович
Научный руководитель Центра психометрики и измерений в образовании
Смотреть запись вебинара
Абанкина Ирина Всеволодовна
Главный научный сотрудник Центра финансово-экономических решений в образовании
Болотов Виктор Александрович
Научный руководитель Центра психометрики и измерений в образовании
Канонир Татьяна
Доцент Департамента образовательных программ
Обухов Алексей Сергеевич
Центр исследований современного детства: Ведущий эксперт
Федерякин Денис Александрович
Центр психометрики и измерений в образовании: Стажер-исследователь
Канонир Татьяна
Доцент Департамента образовательных программ